Родительское собрание на тему "Эти трудные домашние задания"
план-конспект
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.
Задачи: 1. Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младших школьников.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_eti_trudnye_domashnie_zadania.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Эти трудные домашние задания».
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.
Задачи: 1. Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младших школьников.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.
Этап подготовки.
1. Мудрые мысли:
- Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас. Легуве
- Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться. Ж.Руссо
- Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание. Лесгафт
2. Памятки для родителей: «Советуем вникнуть: виды домашних заданий», «Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий».
3. Подготовка с учащимися шуточных сюжетов: «Наши дети», «Бабушки учат уроки».
4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.
5. Анкетирование родителей.
Этап проведения.
Наши дети – ученики!
Главный объект их труда – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.
Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.
Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более 2/3 неуспевающих потенциально способны, но эти способности, в свое время, не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении ДЗ.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке ДЗ и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. Не секрет, что школьные знания – это база, основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно будет.
С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно – всему этому нужно ребенка учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь им выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
Школа не снимает с себя ответственность. Обучать детей – наша прямая обязанность. Но материал, полученный на уроке, необходимо закрепить, порой, довести приемы до автоматизма, а этого можно добиться, лишь выполняя ДЗ. Поэтому нам необходима помощь семьи.
Как приучить ребенка к выполнению домашних заданий? Для того, чтобы вы «вошли в проблему», но при этом улыбнулись, послушайте шуточные диалоги.
Шуточные диалоги.
- Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:
- Какой предмет тебе больше всего нравится в школе?
- Наручные часы нашего классного руководителя!
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- Знаменитым человеком!
- Почему ты так думаешь?
- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.
- Дети, дети! Наши развитые телевидением и Интернетом дети…
- Когда собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
- Дети, дети! Наши всё видящие и всё замечающие дети!
- Почему ты целый день валяешься на диване?
- Готовлюсь стать папой!
- Почему ты дома даже учебники не открываешь?
- Ну, ты же сама говорила, что книги надо беречь!
- Мама задумчиво изучает запись в дневнике и цитирует её: «Спал на уроке музыки».
- Ребенок в свое оправдание: «Это я обучаюсь во сне!»
В специальной литературе последних лет вопрос о роли и функциях ДЗ рассматривается по-разному. Одни авторы считают, что эти задания приносят «вред физический и моральный», поэтому их надо отменить. Сторонники противоположной точки зрения полагают, что ДЗ необходимы. Многовековая практика и педагогические законы доказывают, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются. Согласно этой точке зрения, отказ от домашних самостоятельных работ ведет к снижению качества обучения. Мы будем рассматривать ДЗ как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
А сейчас, уважаемые родители, мы попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Вопрос: почему выполнение домашних заданий нашими детьми часто неэффективно? (Варианты ответов родителей).
- Недостаточная информация о том, как надо выполнять задание.
- Недостаточное умение читать и понимать текст.
- Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками.
- Отсутствие (в первую очередь у родителей) знаний о гигиенических нормах при выполнении заданий.
- Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам.
- Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника.
- Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
- Неосведомленность родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома.
Уважаемые родители, в процессе подготовки к собранию, я предложила вам ответить на вопросы анкеты, которая касалась оценки вашей роли и степени вашего участия в учебной деятельности детей.
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?»
- Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
- Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
- Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебный предмет.
- Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
- Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены).
- Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?
- Назовите, что в течение последней недели читал (или прочел) ваш ребенок?
- Обсуждаете ли вы с вашим ребенком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
- Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
- Нравится ли вашему ребенку учиться?
Из анализа видно, что многие из вас стремятся помочь ребенку, но не вполне ясно представляют, как это сделать. Думаю, что сегодняшняя встреча будет для вас полезной. Некоторые родители не всегда внимательно относятся к учебной деятельности своих детей. Им, наверняка, следует быть более бдительными в данном вопросе.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – выполнении домашнего задания – мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания дома – это получить за него «пятерку», то мы явно не правы. Для начала надо усвоить, что цель – это не отметка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте, хвалите, ведь эмоциональная положительная реакция для ребенка гораздо важнее, чем хорошая отметка.
Если появились плохие отметки, и ребенок не может с ними справиться самостоятельно, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.
Советы (правила) для родителей.
- Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая отметка уже воспринимается как наказание.
- Выясните, за что именно была поставлена неудовлетворяющая вас и ребенка отметка (двойка, тройка, для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то еще.
- Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Вечно у тебя грязь в тетради!» или «Ничего ты не умеешь!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное!».
- Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не получалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, приободрите ребенка.
- Хвалите ребенка за каждый его успех. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
- Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров или задач без ошибок и исправлений.
- Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступать к работе.
- Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Правильное освещение.
- Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, работает 25 минут, а затем 10-15 минут отдыхает, делая при этом физические упражнения.
- Будет полезным вместе с ребенком составить памятку «Садимся делать уроки».
- Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.
- Приступать к выполнению домашних заданий ребенку лучше всего через полтора-два часа после возвращения его из школы. Если ребенок посещает кружки, то, конечно, можно садиться за уроки позже. Но не откладывать на поздний вечер. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки в 18 – 19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по –другому?»-помогут в этом.
В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естественен постоянный интерес родителей к учебным успехам ребенка, их вопрос»Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не срывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» деятельности детей по подготовке домашних заданий очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами. Предлагаю вам гигиенические нормы организации домашней работы младшего школьника.
У родителей часто возникает вопрос о том, в каком порядке следует выполнять ДЗ: сначала устные, а потом письменные, начинать с легких или трудных? На это можно ответить, что единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу, определенных пристрастиях. И все же некоторые советы есть.
Учащимся 1-4 классов, тем, у кого возможности продолжительной сосредоточенной работы пока невелики, рекомендуют начинать приготовление уроков с письменных заданий. И вот почему. Наблюдения показывают, что ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо, особенно первоклассникам. Выполнение письменных заданий требует определенной позы, а мышцы кисти рук испытывают при этом значительное напряжение. Много и хорошо писать младшим школьникам еще не под силу. С 3-4 минуты непрерывного письма первоклассник не в состоянии сохранять правильную позу, качество письма начинает заметно ухудшаться. Поэтому хотим предостеречь родителей от настойчивых требований переписать «каракули». Результат дадут следующие упражнения: систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки, а при необходимости и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором, вырезание, пазлы и т.п.)
Выполнение письменных заданий следует чередовать с устными. Через 25-30 минут занятий следует делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. В выходные дни надо постараться, чтобы ребенок действительно отдохнул. Известно, что большинство школьников хронически недосыпают, поэтому в эти дни, во-первых, ребенку необходимо хорошо выспаться, побольше побыть на свежем воздухе. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную неделю.
В заключении хочу пожелать вам успеха на трудном пути поддержки детей в их самостоятельном учебном труде. Я уверена, что у вас, самых близких для детей людей, все получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств и действий.
Разработка родительского собрания для младших школьников на тему «Эти трудные домашние задания!»
Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Форма проведения: семинар-практикум.
Задачи собрания:
1. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
2. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; составление памяток для родителей; подготовка карточек для групповой работы родителей.
Ход собрания
Размещение родителей в классе происходит по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика и садятся за стол, где есть такое же изображение. С учетом использования методического приема «Старая сказка на новый лад» можно использовать изображения сказочных героев.
Введение в тему собрания
Для введения родителей в тему собрания используется методический прием «Старая сказка на новый лад». Это позволит создать доверительную атмосферу.
Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает — и вдруг вспомнила: а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится...
Задание для творческих групп родителей: продолжить сказку, составив 1—2 предложения.
Вступительное слово педагога:
— Учеба в школе, выполнение домашних заданий — серьезный труд. Что такое домашнее задание — известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» — это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача — приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, так как учеба — это главный труд школьника.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Групповая работа: игра «Ваше мнение»
Каждая группа родителей получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем обосновать свою точку зрения на предложенную проблему.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу:
Если родители помогают | Если ребёнок предоставлен сам себе |
1. 2. | 1. 2. |
Эту таблицу родители должны представить, комментируя свое задание.
(Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.)
Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?
(Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку было понятно, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить; найдите, за что можно ребенка похвалить.)
Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
(Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
■ на строчку, где допущена ошибка;
■ на слово с ошибкой.
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
(Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.)
Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет — постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждают и отвечают)?
(Решение. До тех пор пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.)
Анализ анкетирования учащихся
Перед родительским собранием учитель проводит анкетирование учащихся.
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
— да;
— нет.
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
— 1 час;
— 2 часа;
— 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): __________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
— да;
— нет.
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой? ______________
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще? ___________
Педагог проводит анализ анкет, строит диаграммы, обобщает ответы на вопросы 3, 4, 6 и 7.
Перед анализом анкетирования учащихся учитель может предложить каждой группе родителей продолжить следующие предложения, аналогичные вопросам детской анкеты:
■ У нашего ребенка есть специальное место, где он ...
■ Самостоятельно справляется с ...
■ Готовит с трудом...
■ Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в ...
■ Когда ребенок учит уроки, мы ...
■ Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то ...
После ответов родителей педагог предлагает познакомиться с ответами детей на аналогичные вопросы.
Практические рекомендации родителям
Учитель предлагает родителям познакомиться с практическими рекомендациями, которые помогут детям запомнить большой по объему текст.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
1. Ключевыми называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П — просмотри текст (бегло);
2П — придумай к нему вопросы;
ЗП — пометь карандашом самые важные места;
4П — перескажи текст (используя ключевые слова);
5П — просмотри текст повторно.
Распечатанные рекомендации, которые можно раздать родителям.
Общие рекомендации по самоподготовке:
■ приступать к домашней работе нужно в точно установленное время;
■ прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
■ приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
■ старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
■ о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
■ забыл правило — постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
■ начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
■ внимательно прочитай задание;
■ повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
■ после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
■ ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
■ посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
■ прочитай задание по учебнику;
■ выдели основные части, главные мысли текста;
■ прочитай задание вторично;
■ составь план прочитанного;
■ расскажи по плану;
■ повтори рассказ;
■ следи за интонацией, темпом речи;
■ не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач:
■ прочитай внимательно задание, если не понял содержания — прочитай еще раз, подумай;
■ повтори условия задачи и ее вопросы;
■ подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
■ подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
■ подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
■ проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
■ внимательно прочитай задание;
■ подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
■ если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
■ выполняя задание, сверяйся с правилами;
■ проверь работу;
■ если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
■ прочитай текст;
■ если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
■ если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
■ перечитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
■ прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
■ списывай, диктуя себе по слогам;
■ проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Памятка «Садимся за уроки»
1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
6. Убери со стола все лишнее.
7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…
Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
2. Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать, на примере аналогичной задачи.
3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно — и по ролям.
4. Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
5. Окружающий мир — не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители!
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
13. Покупайте ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Подведение итогов. Рефлексия
Для подведения итогов и проведения рефлексии можно использовать методический прием ХИМС.
Каждый участник родительского собрания получает листок с вопросами и отвечает на них:
X орошо ______________
И нтересно _____________
М ешало _____________
Возьму С собой ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание по теме: "Выполняем домашнее задание"
При индивидуальном общении с родителями учеников выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует много времени. Отчего э...
Родительское собрание на тему: "Выполняем домашние задания" (собрание-практикум)
Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, развитию умения работать самостоятельно. Как быть: помогать детям в выполнении домашних заданий или нет? Памятки для родителей "Хот...
Родительское собрание - практикум «Эти трудные домашние задания».
Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда количество домашних заданий возр...
родительское собрание "Зачем логопед задает домашние задания?"
родительское собрание...
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"?"
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"...
Презентация для родительского собрания "Рекомендации по выполнению домашнего задания"
Эта презентация будет маленьким подспорьем для проведения родительского собрания по теме "Ох уж это домашнее задание!"...
Родительское собрание на тему "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"."
В презентации указаны виды домашних заданий, значение домашних заданий, санитарно-гигинические требования к выполнению домашних заданий, советы и рекомендации родителям....