КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
статья
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03._klassifikatsii_rechevyh_narusheniy.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ нацелена на детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.
- Нарушения устной речи:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
Афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата
Алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
Афазия – утрата речи, обусловленная поражением речевых зон головного мозга
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- Нарушения письменной речи:
Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение письма
Дислексия (алексия) – частичное (полное) специфическое нарушение чтения.
Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.
,.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной).
В данной классификации выделяют:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств).
Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Классификации речевых ошибок младших школьников
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его р...
Классификация речевых нарушений и рекомендации по формулировке логопедических заключений для детей школьного возраста.
В статье указаны виды речевых нарушений с позиции клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций; показаны варианты пересечений двух классификаций; предложены формулировки логоп...
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...
речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений
В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...
Классификация типов нарушений (по М. А. Власовой и М. С. Певзнер)
Кластер, дающий краткое представление о каждом типе нарушений, которые были включены в классификацию М. А. Власовой и М. С. Певзнер....