Классификация речевых нарушений и рекомендации по формулировке логопедических заключений для детей школьного возраста.
статья по логопедии по теме

Гайсина Лилия Изгиновна

В статье указаны виды речевых нарушений с позиции клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций; показаны варианты пересечений двух классификаций;  предложены формулировки логопедических заключений  для детей школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация речевых нарушений

и рекомендации по формулировке логопедических заключений для детей школьного возраста.

Л,И. Гайсина, учитель-логопед  МБОУ «СШ №17»,

г. Новый Уренгой

Логопедическое заключение формулируется с учетом двух существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической. пересечения двух классификаций:

психолого-педагогической классификации (по Р.Е.Левиной),  ориентирующей на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев

и клинико-педагогической классификации, акцентирующей внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия:

  • Дислалия
  • Дизартрия или стертая форма дизартрии
  • Ринолалия
  • Расстройства голоса
  • Моторная, сенсорная алалия
  • Детская афазия
  • Заикание
  • Тахилалия

Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи.

  • Фонетическое нарушение речи.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
  • Общее недоразвитие речи (I, II, III уровень речевого развития).
  • Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

При одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи (ОНР) может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. 

Р.И. Лалаева в «Методических рекомендациях по логопедической диагностике»  указывает на то, что в процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные: клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики, по ее мнению, дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.

Варианты пересечения двух классификаций

Фонетическое нарушение речи

(произношения отдельных звуков

(НПОЗ)

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

(ЛГНР)

Общее недоразвитие речи

(ОНР I, II, III уровня, НОНР)

Нарушение темпа и ритма речи

  • дислалия
  • дизартрия или стертая дизартрия
  • ринолалия
  • нарушения голоса

  • дислалия
  • дизартрия или стертая дизартрия
  • ринолалия

  • выход из моторной (сенсорной) алалии
  • по типу задержки речевого развития
  • при ЗПР
  • невыясненного патогенеза

  • Моторная алалия
  • сенсорная алалия
  • сенсомоторная алалия
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • по типу задержки речевого развития
  • при ЗПР
  • невыясненного патогенеза
  • заикание
  • тахилалия
  • брадилалия
  • спотыкание (полтерн).

При постановке логопедического заключения для ребенка младшего школьного возраста указывается причинно-следственная зависимость первичного и вторичного дефекта, например: Нарушения письма, обусловленные… ОНР (ФФН, ФНР).

Навыки письма и чтения формируются в процессе педагогического воздействия. И прежде чем формулировать вывод о нарушениях, надо понимать, что для формирования навыков необходимо определенное время. В начале обучения, когда  преждевременно говорить  о нарушениях формирования навыков письма или чтения.

В 1 классе логопедическое заключение корректно начинать словами: «Трудности в овладении чтением и письмом…» или «Недостатки формирования письма и чтения…».

Во 2 классе (приблизительно со II полугодия) уже можно с уверенностью диагностировать «нарушение».

В 3 классе (приблизительно со II полугодия), когда специфические ошибки приобрели стойкость, нарушение письма правомерно определить   как «Дисграфия».

К 4 классу диагностируется «Дизорфография», но проявление проблемы наблюдается уже во 2-3 классах.

Примеры логопедических заключений

1 класс: со II полугодия:

  • Трудности в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР (ФФН, ФНР). 
  • Недостатки чтения и письма, обусловленные  ОНР (ФФН, ФНР).

        2 класс: со II полугодия: Нарушения чтения и письма,  обусловленные ОНР (ФФН, ФНР).

При наличии клинических проявлений логопедическое заключение продолжается словами: «…у ребенка с… (дизартрией, ринолалией, алалией). Примеры:

  • Трудности формирования письма и чтения, обусловленные ФФН у ребёнка с дислалией /ринолалией / дизартрическим компонентом.
  • Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (ФФН, ФНР) у ребёнка с дислалией /ринолалией / дизартрическим компонентом.

Для большей информативности дефектов звукопроизношения в логопедическом заключении можно указать  полиморфность или мономорфность нарушения звукопроизношения. Примеры:

  • Трудности в овладении грамотным письмом и чтением, обусловленные ФФН  / ОНР у ребенка с дислалией / дизартрией.  Полиморфное нарушение произношения
  • Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ФФН  / ОНР у ребенка ринолалией. Тотальное нарушение произношения. 

Приблизительно с 3-4 класса, когда специфические и орфографические ошибки приобрели стойкость, письменные нарушения определяются как «Дисграфия» и «Дизорфография».

Классификация дисграфии

В настоящее время наиболее обоснованной считают классификацию с учетом несформированности определенных операций письма, разработанную сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена (а именно Р.И. Лалаевой):

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия.
  • Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • Оптическая дисграфия.
  • Аграмматическая дисграфия

Опыт показывает, что дисграфия чаще всего проявляется в смешанной форме. В структуру смешанной дисграфии входит несформированность двух или более  операций письма.

Классификация дизорфографии:

Согласно лингвистическому подходу выделяют три вида дизорфографии:

  • Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в письме.
  • Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией.
  • Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок .

Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения:

  • Легкая степень. В письменных работах выявляется 15-20% орфографических ошибок. С большинством упражнений и заданий ученик справляется на оценку выше среднего, с остальными – на среднем и высоком уровне.
  • Средняя степень. Количество ошибок на письме составляет 20%-30%. Большую часть заданий учащийся выполняет на среднем уровне.
  • Тяжелая степень. Ученик допускает от 30% до 50% и более ошибок. Свыше половины предъявляемых заданий оцениваются низкой оценкой или оценкой ниже среднего.

У многих детей с нарушениями письма имеется тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Нередко дети, прошедшие коррекционный курс по устранению дисграфии, избавлялись от дисграфических ошибок, но проблема нарушения письма не исчезала, так как на первый план выступали уже орфографические ошибки. Подобные нарушения письма носят настолько стойкий характер, что сохраняются вплоть до окончания школы.

Учёные выяснили, что полностью избавить ребёнка от нарушения письменной речи невозможно, так как эти нарушения обусловлены несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма и чтения. Но можно улучшить чтение и письмо,  значительно сгладить проявления данных нарушений.

Дизорфография в настоящее время наименее изученная категория нарушений письма. За последнее десятилетие появилось несколько публикаций, определивших новое направление в изучении нарушений письма: в работах Л.Ф. Спировой, А.Н.Корнева,  И.В.Прищеповой, Т.Г. Визель и Е.Д. Дмитровой. Но в этой области реально недостаточно методических рекомендаций, практических материалов и даже теоретических исследований, позволяющих работать с детьми (а также с подростками и взрослыми) с дизорфографией.

Использованные источники:

  1. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304007
  2. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdamsam.ru/a40215.html
  3. Голубева О.Н. (Москвина). Варианты пересечения двух классификаций [Электронный ресурс] / О.Н. Голубева (Москвина). – Режим доступа: https://cms.e.jimdo.com/app/s294a7ba4e773e3c3/p0ad89daf764b93fc/?cmsEdit=1  
  4. Дизорфография у учащихся младших классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rosdiplom.ru/l
  5. Дисграфия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosmedportal.ru/
  6. Елецкая О.В. О речи и письме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mogu-pisat.ru/stat/gost/?ELEMENT_ID=169160
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения  и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - МиМ,  1997.
  8. Краузе Е.Н. Специфика работы учителя – логопеда в структуре деятельности ПМПК - ЦПМПК г. Москвы. [Электронный ресурс] / Е.Н. Краузе. – Режим доступа: http://pmpk.pfur.ru/
  9. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/logopedonlain/home/apriy.
  10. Немного  о дизорфографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/365/10112.php
  11. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников [Электронный ресурс] / И.В. Прищепова. – Режим доступа: http://booksshare.net/
  12. Современные представления о дизорфографии: определение, этиология, механизмы, симптоматика нарушения: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития

Карта помогает провести логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста со множественными нарушениями развития и представить полученные результаты в структурированном виде. Карта соде...

Рекомендации родителям по питанию детей школьного возраста буклет

Самым главным для каждой женщины с появлением ребенка у нее становится малыш. И ему - самому родному на земле хочется дать самое лучшее. Ребенок, которому родители с детства привили культуру правильно...

Нарушение речи у детей школьного возраста

Нарушения речи у школьников связаны с разными причи­нами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся....

Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...

Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации

В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы ...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"

В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том,  что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...