Родительского собрания: "Ценности семейного воспитания"
методическая разработка

Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx238.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа №1 с наличием интерната»

Родительское собрание:

sm_full.aspx.gif

                                                                          Разработала:

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                          Беспалова Елена Борисовна

Цель:

  1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
  2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Форма проведения: семинар-практикум.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать, и благодарю за то, что вы нашли время для нашей встречи.

Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка.

Эпиграфом собрания будут слова В.А. Сухомлинского « Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

        Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

 Взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания.

Что же такое стиль воспитания?

Вообще понятие «стиль» включает в себя приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. А под стилем воспитания понимается типичная стратегия поведения родителя с ребенком, характерные способы отношения родителей к ребенку.

Наверно, невозможно перечислить все стили воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребёнка, но ряд из них мы всё-таки напомним. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком.

Демократический стиль  

      Родители  поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу  в оказании помощи.

      Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе,  способны к сочувствию и сопереживанию.

Либеральный стиль  

        При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

         Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными.

Авторитетный стиль  

        Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

          У авторитетных родителей инициативные, общительные, добрые дети. Дети таких родителей обычно любознательны, им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Индифферентный стиль  

                Как правило, при индифферентном стиле родители не склонны контролировать своих детей, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Они разрешают детям делать все, что им захочется, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения.

             У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

Авторитарный стиль

           При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.

        Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость.                               

Существует другая классификация стилей воспитания.

Воспитание по типу кумира семьи.

При таком стиле воспитания

  • родители выполняют все требования и малейшие прихоти ребенка;
  • вся семья ходит перед ребенком «на задних лапках»;
  • отсутствие запретов.

В результате воспитывается

  • эгоизм;
  • безответственность;
  • желание получать все и сразу;
  • потребительское отношение к окружающим;
  • своеволие;
  • упрямство;
  • непонимание запретов.

 Воспитание  постоянной опекой. 

А что характерно для данного стиля?

При данном стиле

  • теплое отношение к ребенку, но контроль каждого шага;

  • все решения принимаются родителями;
  • ребенку не дается самостоятельность;
  • подавляется инициатива.

А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? 

 В результате воспитывается

  • инфантильность;
  • зависимость;
  • необщительность;
  • неприспособленность к жизни;
  • привычка, что за них все решают;

Воспитание подарками.

Для него характерно

  • родители не занимаются достаточное время ребенком, а отделываются от него подарками;
  • нет ласки, тепла, заботы, а лишь заменитель любви – подарок;
  • часто воспитанием занимается родственник или няня;
  • важным для родителей является карьера, работа, отдых.

В результате у ребенка

  • отсутствие чувства нужности родителям;
  • нет ощущения счастья;
  • часто такие дети не заботятся о своих родителях, а сдают в дома престарелых.

Воспитание по типу Золушки.

Для него характерно

  • воспитание послушного и беспрекословно выполняющего все ребенка;
  • чрезмерная придирчивость к ребенку;
  • требования беспрекословного подчинения;
  • соблюдение порядка;
  • подчинение семейным традициям;
  • ограничение в одаривании любовью, лаской, теплом;
  • наказание за все: беспорядок, отметки и т.д.;
  • воспитание страхом наказания и оскорбления;
  • родители считают, что имеют права на ребенка.

Воспитывается

  • пугливая личность, неспособная постоять за себя;
  • иногда появляется желание самоутверждения через агрессивность и конфликтность;
  • уход в мир фантазий
  • нежелание учиться;
  • отсутствие доверия между ребенком и родителями;
  • отсутствие поисковой активности, инициативы, воображения;
  • сложности в адаптации.

Воспитание равнодушием.

В данном случае

  • родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка;
  • нет контроля, ребенок предоставлен сам себе;
  • нет тепла, ласки, внимания;
  • не формируются навыки социальной жизни (нет понимания, что хорошо, а что плохо).

У детей в таких семьях

  • сложности в адаптации и социализации;
  • часто нарушения в поведении;

  • склонность к правонарушениям.

Воспитание доверием.

При данном стиле

  • родители принимают ребенка таким, какой он есть;
  • родители предоставляют детям определенную самостоятельность, заменяя директивный контроль на инструктивный – «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»;
  • относятся с теплом;
  • уважают мнение ребенка и чувство человеческого достоинства;
  • родители готовы прийти на помощь;
  • родители снисходительны к ошибкам ребенка и способны признать свою неправоту;

В результате воспитывается

  • независимость;
  • социальная адаптивность;
  • дети способны к сотрудничеству и творчеству.

Ошибки семейного воспитания

Ошибка первая. «Я тебя больше не буду любить»

Ошибка вторая. «Делай, что хочешь»  

Ошибка третья. «Делай то, что тебе говорят родители»

Ошибка четвертая.  «Меня родители не баловали, так пусть мой ребёнок

ни в чём не знает отказа» 

 Ошибка пятая. «У моего ребёнка нет     никаких проблем» 

Ошибка шестая.  «Главное  обеспечить своего ребёнка»

Ошибка седьмая. «Наполеоновские  планы»

Ошибка восьмая.  «Поцелуи и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка» 

Ошибка девятая. «У меня столько    проблем…» 

Ошибка десятая. «Я занята, пусть ребёнок   приучается к самостоятельности»

         Рекомендации родителям

Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим углом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами.

Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.

Узнали много нового и важного. И надо теперь только точки расставить по местам. Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей.

Успехов Вам в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"

Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЦЕННОСТИ НАШЕГО КЛАССА»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«ЦЕННОСТИ НАШЕГО КЛАССА»...