Выбор модуля по ОРКСЭ
методическая разработка

Тырыкина Татьяна Александровна

Сегодня мы собрались, для того, чтобы познакомиться с новым предметом, который наши дети будут изучать в следующем учебном году. Сегодня мы собрались, для того, чтобы познакомиться с новым предметом, который наши дети будут изучать в следующем учебном году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выбор модуля по ОРКСЭ26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

3 класс

Тема: «Выбор модуля по ОРКСЭ»

Цели:

  1. Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться в 4 классе.
  2. Сделать выбор одного из модуля «ОРКСЭ»

Ход собрания:

  1. Знакомство с новым предметом.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Сегодня мы собрались, для того, чтобы познакомиться с новым предметом, который наши дети будут изучать в следующем учебном году. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей). Называется этот курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». (Слайд 2)

Этот курс включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе (Слайд 3):

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Сегодня я хочу познакомить вас с этим предметом.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания. (Слайд 4)

Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
  •  Федеральным государственным стандартом.

С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. (Слайд 5)

Задачи учебного курса ОРКСЭ: (Слайд 6-8)

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Как же будет проходить обучение курсу ОРКСЭ?

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю).

Как я уже говорила, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. (Слайд 9)

Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов.

Давайте познакомимся с содержанием каждого из этих модулей. 

«Основы православной культуры» (Слайд10)

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы исламской культуры» (Слайд 11)

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы буддийской культуры» (Слайд 12)

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы иудейской культуры» (Слайд 13)

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы мировых религиозных культур» (Слайд 14)

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы светской этики» (Слайд 15)

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

(Слайд 16)

Обратите внимание, что первый и последний раздел в модулях одинаковы. Они являются общими для всех модулей.

Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Преподавать новый курс будут учителя начальных классов нашей школы, имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе.

Предмет безотметочный, по этому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

  1. Выбор родителями (законным представителями) одного из модуля ОРКСЭ, заполнение заявлений, оформление протокола родительского собрания. (Слайд 17)

Спасибо за внимание. До новых встреч! (Слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....

Выбор модуля по ОРКСЭ

Заявление от родителей...

Образец протокола выбора модуля по ОРКСЭ

Протокол разработан в соответствии с Уставом школы....

Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ

Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....

разработка родительского собрания по выбору модуля по ОРКСЭ

материалы для родительского собрания будут интересны при выборе модуля в предмете ОРКСЭ...

Родительское собрание "Выбор модуля курса ОРКСЭ" 3 класс

Материалы к родительскому собранию в 3 классе по выбору модуля курса ОРКСЭ...

Конспект родительского собрания в 3 классе по теме "Выбор модуля по ОРКСЭ"

Родительское собрание3 классТема: «Выбор модуля по ОРКСЭ» Цели:Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться ...