Родительское собрание на тему: "Роль музыки в воспитании"
методическая разработка

Астафьева Ирина Александровна

Музыкальное взаимодействие –  музицирование с людьми и для людей – является тем островком в современной цивилизации, где человек еще может черпать и дарить чувства, впечатления и переживания.

Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей можно на занятиях музыкой.

Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-rol_muzyki_v_vospitanii_rod_sobranie.docx23.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

 учителя музыки Астафьевой Ирины Александровны

1. Роль музыки во всестороннем развитии личности

Лев Николаевич Толстой писал: «Потребность в музыке лежит в каждой человеческой личности. Эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена».

Моисей Самойлович Каган – ученый, философ, культуролог также замечает, что «опыта практической реальности недостаточно для того, чтобы формировалась полноценная духовно богатая личность, так как реальная жизнь ограничена во времени и пространстве. И именно искусство дает человеку возможность воображения и иллюзорного представления образов других культур и эпох, что расширяет и обогащает его духовный и жизненный опыт», «…без искусства невозможно сформировать духовно богатого, полноценного культурного человека».

Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с древних времен. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с формированием у ребенка музыкального мировоззрения. Общим во всех этих системах является общечеловеческая ценность музыкального искусства, т.е. каждый человек имеет право на близкое знакомство с этой областью художественной культуры. Освоив выразительность музыкального языка в детстве, позже, в подростковом возрасте, ребенок самостоятельно сможет решить – пойдет он по профессиональному пути музыканта в дальнейшем или сохранит в своем сознании этот язык, как живую область творческой фантазии, сохранит в своей душе то прекрасное, что дала ему музыка.

Психо-физиологические аспекты музыкального воспитания

Роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Во-первых, музыка способствует развитию активности правого полушария, которое у человека задействуется довольно редко. А как раз правое полушарие отвечает за наш творческий потенциал и интуицию. А при игре на музыкальных инструментах задействованы оба полушария, что сказывается на гармоничном развитии всех способностей человека. Ребенку, занимающемуся музыкой (пение, игра на музыкальном инструменте) гораздо легче дается изучение иностранных языков.

Очень интересно действие музыки на нервную систему человека. Музыка – это звук, то есть звуковые волны разной частоты и в зависимости от того, какую музыку вы слушаете, нервная система реагирует либо положительно, либо отрицательно. Есть музыка, оказывающая прямо-таки терапевтическое расслабляющее действие. Есть музыка веселая, возбуждающая, которая может подействовать как тонизирующее средство при усталости. Есть музыка вызывающая агрессию. Воздействие на человека звуком определенной частоты (как правило, этой низкий диапазон) может довести до глубокого расстройства нервной системы. В последнее время даже появилось новое направление в медицине, которое называется музыкальная терапия. Современные сторонники музыкальной терапии делятся на две большие группы. Более осторожные считают, что целебная сила музыки основана лишь на психологических особенностях человека. По их мнению, спокойная классическая музыка нормализует сердечный ритм и артериальное давление именно потому, что человек расслабляется и погружается в состояние психологического комфорта. Более радикальные поклонники музыкотерапии выстраивают довольно сложные теории, объясняющие целебный эффект определенных мелодий точечным воздействием на организм звуковых волн определенной частоты. Как и скептики, они очень высоко оценивают лечебную силу классической музыки (самым мощным и универсальным лекарством считается Моцарт). Невероятно вредной для здоровья музыкой все врачи считают тяжелый рок, рейв и хип-хоп. Специалисты по музыкальной терапии настаивают на том, что целебные мелодии для пациентов следует подбирать в индивидуальном порядке. Однако некоторые общие рекомендации все же существуют. Как правило, это хрестоматийные произведения классической музыки.

  • Гастрит – «Седьмая соната» Бетховена
  • Язва желудка – «Вальс цветов» Чайковского
  • Алкоголизм – «Аве Мария» Шуберта
  • Мигрень – Полонез Огинского
  • Повышенное давление – «Свадебный марш» Мендельсона
  • Бессонница – «Пер Гюнт» Грига

Все специалисты сходятся во мнении, что начинать нужно с Моцарта. Вполне возможно, что вы не являетесь большим любителем классической музыки. Что ж, придется потерпеть, это же лекарство. А оно, как известно, редко бывают вкусным.

Занятия музыкой могут не только способствовать личностному и творческому развитию учащихся, но успешно решать задачи предупреждения заболеваний, помогать в преодолении трудностей в поведении и в учебе, позитивно воздействовать на социальные процессы.

Способность черпать и дарить чувства

И. С. Бах «Цель музыки – трогать сердца».

Л. В. Бетховен «От сердца исходит к сердцу должно привести».

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

Педагоги и психологи отмечают возросшую в обществе эмоциональную глухоту, холодность, сенсорную малочувственность, стереотипность переживаний и поступков, апатию и отсутствие ответственности за свою жизнь, и жизнь своих близких, детей, родителей, соседей. Эмоциональная несбалансированность детей, проявляется либо в ярко выраженной агрессии, либо в безразличии, апатии. Если попытаться вслушаться в «звучание» массовой культуры, оно маркируется теми же полярными эмоциональными состояниями. Распространение этих эмоций в обществе неизбежно воздействует на психику воспитанников даже дошкольных образовательных учреждений.

Занятия музыкой являются одним из немногих путей социального и педагогического воздействия на эмоциональную сферу детей с целью ее гармонизации. Знакомство с различными музыкальными стилями и жанрами, анализ музыкальных произведений способствуют постепенному формированию у воспитанников дифференцированной эмоциональной сферы.

Музыкальное взаимодействие –  музицирование с людьми и для людей – является тем островком в современной цивилизации, где человек еще может черпать и дарить чувства, впечатления и переживания.

Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей можно на занятиях музыкой. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать “родственное” отношение к произведениям искусства. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо “перенести” нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Поэтому нравственное воспитание состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ребенок пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом он должен “заглянуть” в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении.

2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступления других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, - вовремя начать и закончить её; в танцах, играх - уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

3. Задачи музыкального воспитания,  формирование личности

         Основная задача формирования личности ребенка - всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание ребенка - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребенка - это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания, формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей. Перечислим задачи:

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, развивать инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Теория и практика музыкального воспитания в детских образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Литература:

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»:  Уч. пособие. – М.: «Советский композитор», 1986.
  2. Кленов А. «Я познаю мир: Музыка»: АСТ «Астрель», 2007 г., 464 с.
  3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Цель:    1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Родительское собрание на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание на тему:« Роль родителей в нравственном  воспитании своих детей»Цель: показать важность и необходимость роли родителей в нравственном  воспитании своих дете...

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Повестка дня: 1. Инструктаж по технике безопасности на весенних каникулах. 2.Выступление классного руководителя на тему «Роль родителей в нравственном воспитании детей». Проведение теста – «Где сид...