Как приобщить ребенка к чтению
консультация

Труфанова Ольга Михайловна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priobshchit_rebenka_k_chteniyu.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к чтению

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации, как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

- школьник читает медленно, с большим количеством ошибок;

- ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель;

- ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

Навык чтения состоит из нескольких параметров:

  • способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов
  • скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту)
  • правильность, беглость чтения
  • понимание прочитанного.

Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы, связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

  • Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
  • Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.
  • Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

Помните, что приобщение ребенка к чтению это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

Как приобщить ребенка к чтению

Родительское собрание...

Как приобщить ребенка к чтению

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...

Как приобщить ребенка к чтению?

Как приобщить ребенка к чтению? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дет...

Как приобщить ребенка к чтению

Как приобщить ребенка к чтению...

Как приобщить ребенка к чтению

Статья поможет родителям по приобщению детей к чтению...