Как приобщить ребенка к чтению
методическая разработка (2 класс) по теме
Родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priobshchit__rebenka_k_chteniyu.doc | 41 КБ |
prilozhenie_1.doc | 33.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 29.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 26.5 КБ |
kak_priobshchit_rebenka_k_chteniyu.ppt | 455.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с презентацией
«Как приобщить ребенка к чтению»
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
- Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
- Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
- Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Предварительная подготовка
- Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение 1)
- Родителям, также предлагается заполнить анкету. (Приложение 2)
- Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.
Ход собрания
- Знакомство с проблемой “ Как приобщить ребенка к чтению ”.
1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:
- Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
- Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
- Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?
2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд №2 )
- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)
- Скорость чтения (к концу 3 класса ребёнок должен читать не менее 90 слов в минуту).
Во 2 классе норма 70 слов (для 1 полугодия).
Выше нормы читают 5 человек,
в норму укладываются 10 человек,
ниже нормы ( уровень 1 класса) – 5 человек.
В сравнении с 1 классом стали больше читать слов 5 человек.
- Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.
- Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком.
3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании. (Слайд №3)
1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.
2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.
3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования. (Слайды №4 -13)
III. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Алгоритм семейного чтения. (Приложение №3) (Слайд №14)
IV. Подведение итогов родительского собрания. (Слайд №15)
Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.
Рекомендации по итогам родительского собрания:
- Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
- Родителям, чьи дети испытывают трудности в чтении (замена букв, пропуски слогов) обязательно вместе с ребенком сходить к логопеду
- В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
- Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.
Предварительный просмотр:
Анкета для детей
- Что ты больше любишь?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Хвалят тебя
- Ругают
- Читают ли в вашей семье книги вслух?
- Читают
- Не читают
- Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
- Да
- Нет
- Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
- Да
- Нет
Анкета для детей
- Что ты больше любишь?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Хвалят тебя
- Ругают
- Читают ли в вашей семье книги вслух?
- Читают
- Не читают
- Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
- Да
- Нет
- Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
- Да
- Нет
Анкета для детей
- Что ты больше любишь?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Хвалят тебя
- Ругают
- Читают ли в вашей семье книги вслух?
- Читают
- Не читают
- Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
- Да
- Нет
- Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
- Да
- Нет
Предварительный просмотр:
Анкета для взрослых
- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- Хвалите
- Ругаете
- Принято ли в вашей семье читать вслух?
- Да
- Нет
- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Да
- Нет
Анкета для взрослых
- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- Хвалите
- Ругаете
- Принято ли в вашей семье читать вслух?
- Да
- Нет
- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Да
- Нет
Анкета для взрослых
- Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Смотреть телевизор
- Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- Хвалите
- Ругаете
- Принято ли в вашей семье читать вслух?
- Да
- Нет
- Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Да
- Нет
Предварительный просмотр:
Алгоритм семейного чтения
Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Алгоритм семейного чтения
Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Алгоритм семейного чтения
Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Навык чтения состоит из нескольких параметров Способ чтения : по слогам, целыми словами, группами слов; Скорость чтения ; Правильность, беглость чтения; Понимание прочитанного.
Норма в 1 четверти — 75 слов в минуту Норма к концу учебного года - 80 слов в минуту. Из 20 учащихся: справляются с нормой - 10 человек. ! 5 человек читают норму 1 класса ( 30- 40 слов) Техника чтения во 2 классе
Проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению: Родители, обучая ребёнка читать, часто прерывают эти занятия ; Родители сами предпочитают чтению другие занятия; Детям просто неинтересно читать
Результаты анкетирования детей
Что ты больше любишь? Читать сам – 5 Слушать чтение взрослых - 3 Смотреть телевизор - 12
Как ведут себя родители во время твоего чтения? Хвалят тебя – 17 Ругают - 3
Читают ли в вашей семье книги вслух? Читают – 2 Не читают - 18
Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)? Да – 16 Нет - 4
Записан ли ты в школьную библиотеку? ДА - 5 НЕТ - 15
Результаты анкетирования взрослых
Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? Читать сам – 4 Слушать чтение взрослых – 1 Смотреть телевизор - 15
Принято ли в вашей семье читать вслух? Да – 3 Нет - 17
Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? Да – 14 Нет - 6
Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? Хвалите – 18 Ругаете - 2
Алгоритм семейного чтения 1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 5. После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное, чем. 3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. 4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга? 6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. 8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение. Цель : прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя. 9. «Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?» – спросите ребенка.
Если у ребенка слезы и капризы, Не берите мамы в помощь телевизор. Сын не разберется, что там на экране, И добрей и лучше от него не станет. Вы не упустите в этой жизни мига, Покажите детям, что такое книга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Как приобщить ребенка к чтению"
Презентация к собранию...
Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"
Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....
Как приобщить ребенка к чтению
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...
Как приобщить ребенка к чтению?
Как приобщить ребенка к чтению? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дет...
Как приобщить ребенка к чтению
Как приобщить ребенка к чтению...
Как приобщить ребенка к чтению
Статья поможет родителям по приобщению детей к чтению...
Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....