Консультация школьного логопеда для родителей первоклассников
консультация (1 класс)

Малюченко Елена Михайловна

Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение.

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).
Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация школьного логопеда для родителей первоклассников

Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение.

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:

Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.

Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).

Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации первоклассников

В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:

неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;

отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);

отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо-физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);

длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.);

навязанные неверные представления о школе: родители или родственники могли "пугать" ребёнка школой, а у кого-то, напротив, могли сформировать восприятие через так называемые "розовые очки".

Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.

Что такое логопедия

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о способах их профилактики, диагностики и устранения с помощью специальных приёмов и методов. В переводе с греческого logos означает "слово, речь",  paideia – "веду".

Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради малыша появятся так называемые "логопедические ошибки" (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и т.д.) Это замены, искажения, перестановки букв, обозначающих на письме звуки в ударной позиции. Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, исключений, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он обречён на неуспеваемость.

Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики, которые влияют на школьную успеваемость и на развитие коммуникативной сферы (снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушения мышления, нежелание общаться, стеснительность, тревожность и др.). Это так называемые "неречевые процессы", без учёта особенностей которых невозможно речевое и общее развитие.

Как научить ребенка правильно говорить?

Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические трудности, запомните и используйте эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Правила речи (для ребёнка)

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить смело и уверенно.

Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо.

Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно.

Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе.

Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.

Коррекция звукопроизношения

Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены:

на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи;

на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале);

на развитие неречевых процессов.

Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему малышу научиться говорить правильно!

Литература в помощь родителям

Летом есть возможность позаниматься с ребёнком и "подтянуть" его именно в том направлении, где малышу требуется помощь. Сейчас выпускается большое количество детской литературы, по которой и детям, родителям будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный перечень пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами.

Коррекция звукопроизношения:

Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 208 с.

Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 205 с.

Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 258 с.

Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.

Лексико-грамматический строй речи:

Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса, 2007. – 111 с.

Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – Санкт-Петербург: Корона. Век, 2011. – 80 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. – СПб.: Корона. Век, 2011. – 80 с.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы в 4 частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.

Подготовка руки к письму:

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей. В 2 частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 183 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация школьного логопеда для родителей будущих первоклассников

Консультация школьного логопеда для родителей будущих первоклассников...

Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»

В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....

Консультация школьного логопеда для родителей первоклассников.

Советы учителя-логопеда для родителей первоклассников....

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, ко...