Учет типов восприятия учеников в учебно-воспитательном процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Задача учителя не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом.
Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_vospriyatiya.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы восприятия.
Автор: Страйстарь Ирина Викторовна
***
К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.
Почему это стало возможным? Учитель был мудрым.
Задача учителя не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом.
Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.
Слайд 1. В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
- Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
- Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
- Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
- Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Слайд 2. Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Интерактив. «Представьте мягкую шерсть кошки».
Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть.
Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения.
Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ.
Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.
Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.
Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Разберем их немного позже.
Как определить тип восприятия по речи?
Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.
Визуал
Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.
Аудиал
Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.
Кинестет
Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.
Дигитал
Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.
Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.
Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения
Понимание типа восприятия поможет вам организовать процесс обучения с максимальной пользой.
Слайд 3.
Визуалы
Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:
- интеллект-карты
- схемы
- графики
- иллюстрации
- фотографии
- демонстрационные модели
- опыты, эксперименты
Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.
Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.
В общении
«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.
В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.
В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.
Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.
Особенности типа восприятия
Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.
Слайд 4.
Аудиал
Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если ребенок аудиал, то старайтесь обязательно дать ему возможность прослушивать материал. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.
В общении
Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.
Особенности типа восприятия
Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.
Слайд 5.
Кинестет
Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.
Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.
В общении
Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.
Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.
Особенности типа восприятия
Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.
Слайд 6.
Дигитал
Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:
- схемы
- интеллект-карты
- сжатые планы
- Собственноручно составленные тезаурусы
В общении
Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.
Особенности типа восприятия
Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.
Слайд 7.
На слайде видно процентное соотношения типов восприятия.
Слайд 8.
Ведущие каналы восприятия в зависимости от возраста.
Памятки по особенностям типов восприятия находится в Приложении 1.
Визуал | Кинестетик | Аудиал |
Хорошо помнит то, что видел. | В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчке. | Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонациям. |
С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом хороший рассказчик. | Хорошо помнит общее впечатление о событии. При общении стоит близко, качается человека. | В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. | Обилие движений, много жестикулирует. | Шевелит губами при чтении, проговаривает слова. |
Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх. Голос может быть высоким. | Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз. Голос может быть довольно низким. | Говорит ритмически. Легко отвлекается на шум. Легко осваивает языки. В группе часто бывает самым разговорчивым. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. |
Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов.
Когда мы ведем урок, то неосознанно используем свой ведущий канал восприятия (см. Приложение 2. Стили обучения для педагогов).
Визуал | Кинестет | Аудиал |
Говорит быстро. Использует визуальные картинки. Смотрит поверх голов | Говорит медленно. Использует манипуляции и жесты. | Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе. |
Хочет охватывать большой объем содержания. Придает большое значение форме. | Вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии. | Организация чтения на уроке. |
Не теряет обратной реальной связи с учениками. В оценке учеников ориентируется на форму ответа: красота, четкость, краткость. | Придает большое значение содержанию. В оценке учеников ориентируется на то, что они умеют делать. | Склонен повторять комментарии учеников. Любит поучения со слов «Сколько раз… |
Больше заданий дает на написание, оформление и использование таблиц, графиков. | Дает задания в группах. Использует массу демонстраций. При ответе ученика покачивает в такт головой. | Отвлекается от темы урока. Комментирует ответ ученика словами «хорошо», «гм». |
Слайд 9.
Во время урока мы должны запускать ведущий канал восприятия учеников. Например, это можно сделать фразой «Смотрим, слушаем, запоминаем».
Так же может помочь рассадка учеников в классе.
Рекомендации по методам и приемам на различных этапах урока с учетом модальностей вы найдете в Приложении 3, 4.
Учителю стоит овладеть приёмами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы.
Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний учащихся.
Слайд 10.
Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.
Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей».
Тема по самообразованию....
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....
Сообщение на тему: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся в школе нашего типа ставятся определенные цели по следующим направления...
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...
Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа
Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой пони...