Развитие навыков чтения
опыты и эксперименты
В статье описаны приёмы позволяющие развивать навык чтения, повышать функциональную грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие навыка чтения | 63.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка чтения у младших школьников
Предлагаю один из путей помощи детям в освоении навыка чтения. Это упражнения, выполнение которых может обеспечить формирование мыслительных операций, входящих в процесс чтения. Ребенку предлагается отвлечься от процесса ЧТЕНИЯ , часто «нудного» для него занятия и вместо этого заняться упражнениями со словесным материалом, иногда забавными.
Направлены эти занятия на снятие эмоционального напряжения; на автоматизацию компонентов чтения; прогнозирование , опирающееся на зрительный образ слова, на смысл ; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова; на тренировку отдела коры головного мозга ответственную за чтение. Также эти упражнения выводят ребенка из привычного стереотипа чтения слева направо, чтения слов в определенном порядке. Упражнения не имеют связи с уроками чтения, желательно проводить ежедневно
Чтение строчек наоборот по буквам
Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова , создает установку на непривычное сочетания звуков, создает предпосылки для устранения «зеркального» прочтения слова, более четкого понимания смысла слов.
Поочередное чтение слов нормально и наоборот
Первое слово читается как обычно, второе наоборот. Кроме установок из п1, формируется установка на то, что обычное чтение сравнительно несложное , посильное дело для ребенка.
Чтение только второй половины слов
Акцентирует вторую конец слова, нуждающуюся в таком же внимании как и начало, т.к. окончание обычно домысливается или искажается.
Чтение штрихованных слов
Это упражнение закрепляет целостные зрительные образы букв , их сочетаний.
Чтение пунктирно написанных слов
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной
Чтение слов с прикрытой верхней половиной
Последние 2 упражнения важны для формирования словесно-логической памяти, необходимо удерживать несколько слов в памяти, требует быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, чтения про себя.
Классификация слов
кухня | комната |
балкон |
Цветок сковорода диван стул табурет вилка ложка …….
Это упражнение важно, т.к. чтение не цель, а средство «расселить» предметы по местам. Осознание , что чтение получение информации для действий. Снимает напряжение, - читать не надо, лишь разложи карточки.
Отделение слов от псевдослов
Карточки со словами (дорога, малина, ) и карточки с бессмысленными буквосочетаниями ( орпав, митрап ). Надо разложить по группам. Развивается способность быстро выделять смысл прочитанного.
Поиск в тексте заданных слов
Формируется способность схватывать целостные образы слов, словесную память. Хорош поиск нескольких слов в одном тексте.
Выбор карточек со словами , совпадающими с эталоном
Бармаглотыбермаглоты
бормаглот
бармоглот
Классифицировать по группам ребенок будет сначала прикладывая карточку к другим словам, затем на передвигая их.
Чтение перевернутого текста
Способствует формированию целостного эталона букв, способность сочетать образ со смыслом слова, совершенствование координации глаз и точночти переработки информации.
Восполнение пропусков в предложении
Долго ли коротко ли шел мальчик по тропинке, и вот, наконец, …………маленькую, ветхую…………..на курьих ……… .
Развивает способность понимать прочитанное , анализировать текст, выдвигать версии и опровергать их.
Восполнение пропусков в предложении с подсказкой некоторых букв
Мама по ла к я ику и в яла в рки шок д.
Поиск смысловых несуразностей
Среди правильно подобранных предложений находятся без смысла или с искаженным смыслом
На дубе зацвели яблони. Мы зимой собираем грибы всей семьей.
Чтение текста с произнесением некоторых слов дважды
Например задать читать имена, названия животных по два раза.
Приведенные упражнения формируют , развивают различные способности ,которые являются составными частями навыка чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков чтения
Задания по литературному чтению, направленные на развитие творческой активности и речевого аппарата...
Тексты для развития навыка чтения в 1 классе
Тексты для развития навыка чтения используются в период обучения грамоте. Данный материал можно использовать при организации индивидуальной работы с детьми....
Развитие навыков чтения.
Набор упражнений для развития навыков чтения для детей младшего школьного возраста...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Развитие навыка чтения....
Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.
Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...