Родительское собрание «Семья – основа нравственного становления ребенка».
статья (2 класс)
Цель:
1. Привлечь внимание общественности к решению проблем нравственного воспитания детей, к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов и родителей и распространить лучший опыт семейного воспитания.
2.Развитие сотрудничества между родителями и школой, использование воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих положительное воздействие на ребёнка.
Задачи:
- Усилить роль родителей в жизни школы.
- Активизировать воспитательное воздействие семьи.
- Воспитывать у участников образовательного процесса отношение к семье, как базовой ценности общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Семья – основа нравственного становления ребенка».
Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно- обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.
Цель:
1. Привлечь внимание общественности к решению проблем нравственного воспитания детей, к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов и родителей и распространить лучший опыт семейного воспитания.
2.Развитие сотрудничества между родителями и школой, использование воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих положительное воздействие на ребёнка.
Задачи:
- Усилить роль родителей в жизни школы.
- Активизировать воспитательное воздействие семьи.
- Воспитывать у участников образовательного процесса отношение к семье, как базовой ценности общества.
Как появилось слово семья?
Когда –то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
-Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
-Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
-Я.
-Кто пищу сготовит, О, радость моя?
И Ева всё также ответила:
-Я
-Кто платье сошьет, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я…Я- тихо молвила Ева,
-Я…Я
Сказала она знаменитых семь я.
Вот так на Земле появилась семья.
Уважаемые папы, мамы, педагоги, гости нашего собрания, проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы Античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекла внимание известных философов, психологов литераторов, общественных деятелей. И на пороге третьего тысячелетия она остается актуальной.
Не случайно наше сегодняшнее выступление посвящено проблемам семьи
Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:
“Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.
Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что вкладывают в понятие «нравственность».
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Основным содержанием нравственного воспитания считается формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.
В классе ребят просили ответить на вопросы, как они понимают такие качества человека, как зло, добро, гордость, зависть, честность, скромность, трусость, хитрость и др. Анализ ответов показал, что уровень нравственного просвещения некоторых учащихся недостаточен. Об этом говорят, встречающиеся определения нравственных качеств личности:
Добро - это все хорошее; храбрость - это готовность пойти на все; скромность - это нерешительность и т.д.
Такое понимание некоторыми школьниками нравственных качеств личности говорит о том, что они не задумывались над сущностью в глубоким смысле этих нравственных категорий, у них не сложилась целостная система представлений о нравственности.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.
Очень часто мы видим, что в жизненной гонке многие родители вообще не задаются такими вопросами, как: «Что мы делаем, за чем гонимся? Как смотрят на это наши дети и что они об этом думают? На какие жизненные цели мы сегодня ориентируем своих детей? Оправданы ли с этой точки зрения наши действия?» К сожалению, прозрение бывает очень запоздалым: пока старались, обеспечивали, зарабатывали, ребенок вырос циничным, агрессивным, с дурными наклонностями.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.
Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Младшего подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами необходимо размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Очень важным методом в воспитании считается запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
6) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
7) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
8) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Наша задача – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих.
На наш взгляд, задача любой школы - оказание помощи семье в воспитании детей. Именно оказание помощи, а не принятие всех воспитательных и образовательных функций. Сегодня у многих родителей сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в школу, многие родители снимают с себя ответственность за его воспитание. Может, нам пора позаимствовать опыт японцев, имеющих обычай всей семьей выезжать на природу, но не для того, чтобы провести шумный пикник в кругу многочисленных друзей, а чтобы молча созерцать и размышлять? Ведь только в такие, не занятые «великими» делами минуты открываются души наших детей, появляются «жизненные» вопросы, на которые не сразу и ответишь. Быть вместе, быть опорой, быть источником — это трудная родительская работа. Но кто сказал, что это легко — быть родителями?
И сегодня нам хочется пожелать вам, пусть будет тепло и уютно в вашем доме
Литература:
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья - начало всех начал"
Собрание для родителей и детей....
Презентация к родительскому собранию "Семья в ответе за физическое и духовное здоровье детей".
Презентация к родительскому собранию о роли семьи....
Авторская разработка к родительскому собранию "Семья. Духовность. Нравственность"
Выступление учащихся младших классов на родительском общешкольном собрании по теме «Семья. Духовность. Нравственность».Очень удачно выглядит в начале собрания, как вступление....
Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"1. Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания ...
Родительское собрание "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения"
Презентация к Родительскому собранию "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения", содержит диагностику учащихся....
Родительское собрание "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка."
Тематическое родительское собрание...
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...