Доклад для родителей. Тема: "Профилактика детских и подростковых суицидов".
статья (4 класс)

Столбова Людмила Николаевна

Данный материал будет полезен учителям при подготовке к родительскому собранию. Информация поможет родителям вовремя распознавать угрозу суицида, обратит их внимание на предпосылки, мотивы, причины и признаки суицидального поведения, выработать стратегию оказания первичной помощи в беседе с детьми, укажет на факторы, которые помогут подросткам справиться с переходными возрастными процессами организма и депрессией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

для родителей

Тема: Профилактика детских и подростковых суицидов.

Подготовила: Столбова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Цель: Учить родителей вовремя распознавать угрозу суицида.

 Задачи:

1. Обратить внимание родителей на предпосылки, мотивы, причины и признаки суицидального поведения.

        2. Указать на факторы, которые помогут подросткам справиться с переходными возрастными процессами организма и депрессией.

3. Выработать стратегию оказания первичной помощи в беседе с детьми.

Уважаемые родители! 

Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества. За два последних года в России зафиксировано 130 случаев самоубийств среди несовершеннолетних.

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

В подростковом возрасте представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желаемого длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, средства наказания обидчиков.

До 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки, с 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Соотношение у подростков:

  • попыток и смертей 50:1;
  • девочек и мальчиков – 3:1;
  • демонстрационные попытки и истинные 4:1.

Виды суицидов

  • истинный,
  • скрытый,
  • демонстративный

Демонстративный суицид совершается не с целью причинить себе вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, осознать своё несправедливое отношение к нему.

Предпосылки к суициду

  • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
  • двойственность ощущения своего места в мире;
  • максимализм оценок, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

Мотивы суицида

  • Призыв. Способ попросить помощи.
  • Уход от проблем.
  • Месть. Попытка сделать больно другому человеку.
  • Самонаказание.
  • Бегство от наказания.

Причины суицида

  • Проблемы и конфликты в семье. Неблагополучная семья.
  • Слишком жесткое воспитание.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Смерть близкого человека
  • Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ.
  • Прогрессирующая тяжелая болезнь
  • Психическая травма в результате насилия
  • Эмоциональные нарушения (острые приступы паники, вины, стыда)
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками.
  • Совершение уголовно-наказуемого поступка
  • Боязнь позора
  • Воздействие искусства. Подражание кумирам.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка со стороны родителей.
  • Прессинг успеха.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, завершённый суицид. На этом базируется механизм суицидального поведения.

Признаки готовящегося самоубийства.

Словесные признаки

  • Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  • Разговоры об отсутствии ценности жизни.
  • Частые разговоры о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
  • Высказывания «я не хочу жить», «я хочу умереть», «нет смысла жить дальше» и т.д.
  • Косвенные высказывания «ничего, скоро вы отдохнете от меня», «ничего, скоро все закончится для меня», «он скоро пожалеет, что отверг меня» и т.д.
  • Шутки на тему самоубийства.
  • Проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти. Упоминания об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
  • Несвойственная молчаливость

Поведенческие признаки

  • Демонстрация радикальных перемен, непривычное поведение
  • Раздача ценных вещей.
  • Приведение дел в порядок.
  • Странное «прощальное» поведение с людьми
  • Написание прощальных писем
  • Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти
  • Интерес к возможным средствам самоубийства
  • Проявление признаков депрессии

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ

  • понижение настроения, глубокая печаль
  • резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость
  • потеря аппетита, переедание
  • повышенная сонливость, бессонница
  • недомогание
  • снижение внимания
  • нерешительность
  • апатия потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим интерес
  • социальная самоизоляция, отход от семьи, друзей, молчаливость
  • снижение эффективности труда, учебы.

На что взрослым следует обратить внимание:

  • Членовредительство - нанесение себе проколов, порезов, уродование тех или иных частей тела с объяснением, что это красиво.
  • Увлечение депрессивной музыкой и кино.
  • Принадлежность к культуре готов и эмо.
  • Частые попытки размышлять пессимистично о смысле жизни.
  • Излишняя замкнутость, перепады настроения, частая демонстрация чувства обиды, стыда, вины, тревоги.
  • Злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем.
  • Уход из дома.
  • Несоблюдение правил личной гигиены, безразличие к своей внешности.
  • Частые разговоры о смерти и самоубийствах и наличие книг на эти темы.

Предлагаем Вам ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпрепровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Потеря доверительной связи с родителями – сильнейший стимулятор суицидального синдрома у подростков. Мысли о самоубийстве мучают подростка тем чаще, чем меньше он доверяет своим родителям.

Но болезненнее всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе.

Далеко не каждый обделенный вниманием и любовью школьник решает уйти из жизни. Но, как свидетельствуют психологические исследования, каждый недолюбленный ребенок практически через всю свою жизнь несет последствия неверной стратегии взрослых – их черствости, придирок, чрезмерной критики.

Стратегия помощи:

  1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, тебе станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
  2. ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом. Беседы не могут усугубить состояние ребёнка, тогда как избегание этой темы увеличивает его тревожность.
  3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать родителей за их излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете всё всерьез.
  4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, говорите – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.
  5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помочь.

Оказание первичной помощи в беседе с подростком.

Если вы слышите:

"Ненавижу учебу, класс…",

"Все кажется таким безнадежным…"

"Всем было бы лучше без меня!",

обязательно скажите:

"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?",

"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь",

"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит".

Никогда не говорите:

"Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй",

"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе",

"Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом".

Факторы, которые помогают подросткам справиться

с переходными процессами данного возраста:

  • хорошие отношения с родителями и со сверстниками;
  • внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.;
  • определенная социальная роль, подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела.

Вспомним еще раз героя знаменитого фильма «Доживём до понедельника», который написал: «Счастье - это когда тебя понимают». Полагаю, что он не знал, что об этом еще две с половиной тысячи лет назад сказал древний китайский мыслитель Конфуций: «Счастье - это когда тебя понимают. Большое счастье – это когда тебя любят. Настоящее счастье – это когда любишь ты». 

Современная психология полностью подтверждает эту мудрость! Как же сделать наших детей счастливыми, научить их любить? Прежде чем получить любовь с его стороны, ее нужно сначала дать. Если ребенок живет в обстановке понимания и любви, он вырастет психологически здоровым, гармоничным, счастливым человеком!

Счастливый человек никогда добровольно не уйдет из жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика детских и подростковых суицидов

Профилактика детских и подростковых суицидов...

Родительское собрание. "Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида."

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Профилактика подросткового суицида

Данный материал рекомендую использовать на родительском собрании по профилактике подросткового суицида и суицидального поведения....

Профилактика детского и подросткового суицидов

Как предотвратить детский и подростковый суициды. Как распознать суицидальное поведение ребёнка....

Выступление на родительском собрании: «Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида»

В выступлении раскрывается проблематика склонности подростков к суициду и родителям  даются рекомендации по оказанию профилактической помощи детям....