Выступление "Психологическая готовность к школе".
статья (1 класс)

Драгунова Наталья Михайловна

Выступление  "Психологическая готовность к школе" на  собрании для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребёнка к школе

     Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека.

     Готовность ребёнка к школе включает три основные составляющие: педагогическую, физическую и психологическую.

Педагогическая готовность.

     Педагогическая готовность -  это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок, то есть то, чему он научился в детском саду, на дополнительных занятиях по подготовке к школе. От того, с какими знаниями, умениями и навыками  пришел ребенок в школу, очень многое зависит.

Физическая готовность.

     Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребенка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. В подвижных играх у ребенка развивается координация движений, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе. Ведь чтобы сидеть прямо в течение 35 минут урока, требуется определенная физическая подготовка. А таких уроков будет 3 – 4 в день. Если ребенок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

     Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – все это результат недостаточного развития мелкой моторики. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребенка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером, выполнение штриховки в разных направлениях. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

     Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность.

Психологическая готовность ребенка, в свою очередь, включает интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность. От сформированности каждого из этих компонентов зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение.

     Успешность же интеллектуальной готовности к обучению зависит от того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: зрительная и слуховая память, мышление, внимание и творческое воображение.

     Мышление

     Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Теперь его окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарный запас их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Известный детский писатель С. Я. Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

С тех пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

     

     Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.

     К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать дату рождения, свой адрес, название поселка, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

     Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

     Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

     С интеллектом тесно связана речь, которая отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

     Развитие других психических функций зависит от развития мышления.

    Внимание

     Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Известно, что внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель начинает формировать этот вид внимания у детей.

     Память

     Характеристика памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома, и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания.

     Творческое воображение

     Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

     В возрасте 6-7 лет ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира. Развитие воображения детей, поступающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности.

     Мотивационная готовность

     У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Желание пойти в школу» и «желание учиться» существенно отличаются друг от друга.

     Если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного костюма или потому, что «в школе не надо спать», «там будут друзья из детского сада», то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Основной же деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано,  - желание учиться!

     Отношение к школе формируется у большинства детей еще до того, как они становятся школьниками.

     В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребенка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным (а это возможно, только если хорошо учиться), какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

     Он будет понимать, зачем он пришел в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребенка более значимой и важной.

     И, конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и об основных занятиях в школе.

     Например, полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!» - чем высказывать что-то пугающее: «Вот придешь в школу – тогда и узнаешь…»

     Коммуникативная готовность

включает умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь, зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребенка простым правилам общения.

     Эмоционально-волевая готовность –

важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроением и контроль над своими желаниями.

     В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того, насколько ребенок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того, насколько он будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.

     В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

     Всем известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия».

     Надо с детства приучать ребенка к труду, и, разумеется, не на словах, а на личном примере!

      Наш ребенок точно так же впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношение к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы вложим в него в детстве, мы получим в более зрелом возрасте.

    Итак, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности.

    И в заключение хочется добавить, что начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

     Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

     От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

     «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.)

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Психологическая готовность к школе

В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Психологическая готовность к школе

Как определеть: готов ребенок к обучению в школе или нет?...

Психологическая гостиная на тему: "Психологическая готовность к школе"

Определение понятия "психологическая готовность к школе"; компоненты психологической готовности к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....