Рекомендации для родителей будущих первоклассников
статья (1 класс)

Бергер Юлия Александровна

Данная статья предназначена для родителей будущих первоклассников. В ней представлены советы по подготовке первоклассника к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так и для родителей. Ребенок должен привыкнуть к условиям новой жизни, к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Небольшой тест для родителей будущих первоклассников поможет вам понять трудности, которые могут возникнуть у будущего первоклассника. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом. 

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? 

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей? 

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

12. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

13. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

14. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

15. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

16. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. 
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. 
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Хотелось  бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную  информацию ребенок, с которым никто специально не занимался. Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Сравнивайте  результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это нужно  делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания  и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, поделки, конструирование и т.д.)Прочитывайте книги вместе с ребёнком. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите наших детей всему, что умеете сами! Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям  необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Важно, чтобы ребёнок ориентировался в пределах первого десятка. Считал в обратном порядке. Умел сравнивать числа. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т.д. Решайте несложные задачки из окружающей жизни. Например, на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи. Можете поиграть с ребенком в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите детей задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок  в потоке информации, тем больше словарный запас увеличивается, но важно, как дети распоряжаются словами. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об окружающих его людях и о  мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Но психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе. Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку. Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми.  Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас! Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже крошечный, успех. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно, либо поймет, что ему незачем заниматься, родители всё- равно помогут всё решить. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. Помогите своему ребенку успешно начать новую жизнь- жизнь взрослого человечка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Родителей будущих первоклассников страшит, как их ребёнок войдёт в школьную жизнь.от того, как родители сумеют подготовить своего ребёнка к школе, кроме психофизиологическихособенностей самого ребёнка...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Ребенку,  начинающему обучение в школе, нужна моральная и эмоциональная поддержка. Здесь вы найдете рекомендации и памятку для родителей будущих первоклассников....

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Рекомендуемый материал для использования на первых родительских собраниях....

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

Советы. как нужно и как нельзя поступать родителям...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Что должен знать и уметь ребенок, когда поступает в 1 класс....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но т...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...