Рекомендации родителям детей с ОВЗ.
консультация
Рекомендации родителям детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_detey_s_2.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям детей с ОВЗ.
1. Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
2.Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
3. Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
4.Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.
5. Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
6. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством,
которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный
он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих
людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
7. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
8. Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
9. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
10. Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
11. Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Родителям детей с ЗПР
1.Неследует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
2.Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой нетолько снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
3.Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
4.Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
5.Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия иинтереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в тоже время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
6.Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная не состоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать из лишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
1.Всвоихотношенияхсребенкомподдерживайтепозитивнуюустановку.Чащехвалитеего,подчеркивайтеуспехи.Этопомогаетукрепитьуверенностьребенкавсобственныхсилах,повышаетегосамооценку.
2.Избегайтеповторенияслов«нет»и«нельзя».
3.Говоритесребенкомвсдержанном,спокойном,мягкомтоне.
4.Давайтеребенкутолькооднозаданиенаопределенныйотрезоквремени,чтобыонсмогегозавершить.
5.Учитерасставлятьприоритетыпривыполнениизадания:чтосначала,чтопотомичтодляэтогонужно.Важно,также,учитьпоходудействияприспосабливатьсяквполневозможнымизменениямвситуации.
6.Дляподкрепленияустныхинструкцийиспользуйтезрительнуюстимуляцию(картинки,схемы,образецит.д.).
7.Особеннопоощряйтеребенказавсевидыдеятельности,требующиеконцентрациивнимания(работасконструктором,раскрашивание,чтение).
8.Поддерживайтедомачеткийраспорядокдня(времядляприемапищи,выполнениядомашнихзаданийисна).
9.Избегайтеповозможностипребываниясребенкомвместахскоплениялюдей.Посещениекрупныхмагазинов,рынковит.д.оказываетнанегонегативноедействие.
10.Вовремяигрограничивайтесьдляребенкалишьоднимпартнером,избегаяшумных,беспокойныхприятелей.
11.Оберегайтеребенкаотутомления,оноприводиткснижениюсамоконтроляинарастаниюгиперактивности.
12.Нельзясдерживатьфизическуюподвижностьтакогоребенка,этопротивопоказаносостояниюегонервнойсистемы.Давайтеребенкувозможностьрасходоватьизбыточнуюэнергию(полезныежедневныедлительныепрогулкинасвежемвоздухе,бег,спортивныезанятия).
13.Помнитеотом,что,присущаядетям,ссиндромомдефицитавниманиягиперактивность,можетбытьминимизированаспомощьюперечисленныхмерсучетоминдивидуальныхособенностей(недостатков)ребенка.
Комплекс практических советов для родителей «шустриков»
1. При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
2. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех.
3. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
4. Если ребенок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
5. Родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
6. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
7. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
8. Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.
9. Роль взрослых — подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, наоборот, была источником положительных изменений.
Лучшим способом для направления энергии и активности в правильное т.е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
10. Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Другим полезным для гиперактивных детей спортом являются восточные единоборства, поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.
Рекомендации родителям слабовидящих детей
1.Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
2.Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
3.Формируйте позитивные свойства личности, мотивациюобщения, которая обеспечит успешную адаптацию.
4.Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.
5.У слабовидящих детей процесс восприятия окружающих предметов характеризуется замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью, нечёткостью. Им противопоказана длительная непрерывная зрительная нагрузка: перегрузки ведут к быстрой утомляемости, резкому снижению остроты зрения, и качества восприятия.
6.Обучение слабовидящих детей должно осуществляться в специальных условиях, обеспечивающих охрану и развитие остаточного зрения, и должно включать использование различных средств коррекции(лупы,очкиит.п.), специальных наглядных пособий, учебников с крупным шрифтом, тетрадей со специальной разлиновкой и т.п., повышение освещённости рабочего места и др.
7.В учебном процессе работа с участием зрения должна чередоваться с устными формами деятельности через каждые 10—15 мин. Некоторым слабовидящим детям в связи с перенесёнными заболеваниями, приведшими к снижению зрения, противопоказаны большая физическая нагрузка, резкие движения, прыжки, что также необходимо учитывать при работе с такими детьми.
8.И, наконец, любите своего ребенка, заботьтесь о нем, помогайте ему вовсем и будьте для него самым большим другом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями
В памятке для родителей детей-логопатов представлены основные рекомендации по развитию и коррекции речи младших школьников....
Рекомендации родителям детей с повышенным уровнем тревожности
Родителям, которые хотят помочь своему ребенку, снизить уровень тревожность, необходимо обязательно работать над этой проблемой вместе с педагогами ребенка, которые воспитывают его в детском саду, так...
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...
Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками.
Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционно-логопедической работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены различные разработки и памятки ...
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.
Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми с целью улучшения сотрудничества с ребенком....
Рекомендации родителям детей начальной школы
В данной публикации представлены рекомендации родителям по воспитанию детей. Посколько быть РОДИТЕЛЕМ - важная и ответственная роль, я думаю, что ВАМ будет интересно!...
Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками
Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены рекомендации....