Успешность обучения школьника
материал (1 класс)
Что влияет на успех ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_obucheniya_shkolnika.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность обучения школьника.
Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.
Успешность воспитания и обучения младшего школьника – это достижения ребенка в учебе и признание со стороны других участников ( родителей, сверстников, педагогов).
Ученик- новый социальный статус, новые конкретные обязанности.
Стремление быть успешным (хорошие оценки, новые друзья…..) является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки значимых лиц.
Ученье – ведущий вид деятельности и связанные с ней успехи, а неудачи влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка. Неудачи приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении – детские неврозы на почве учебных неуспехов.
С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страх, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность, боязнь оказаться неуспешным.
Устойчивая заниженная самооценка встречается реже других: такие дети робки, стараются держаться в тени, очень волнуются, когда их спрашивают, хотя материал могут знать не хуже других.
Большинство детей имеют более или менее адекватную самооценку, они активны, общительны, энергичны, самостоятельны, инициативны, объективно подходят к своим возможностям, критичны.
Дети с высокой адекватной самооценкой активны, инициативны, у них ярко выражен мотив достижения, стремление к самоутверждению, самореализации.
Неадекватная заниженная самооценка приводит к стеснительности, робости, застенчивости; такие дети стараются отказаться от любого дела, мотивируя отказ боязнью не справиться, ошибиться, потерпеть неудачу. Кроме того, они склонны к переоценке деятельности, успехов и качеств личности других, что усиливает неуверенность в себе. Характерной особенностью этих детей являются их склонность "уйти в себя", ориентироваться на слабости своего характера, а также повышенная тревожность, повышенная самокритичность, постоянные ожидания неудачи, неуспеха. Вследствие этого они стараются ограничить общение с другими, становятся робкими и замкнутыми.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, с легкостью берутся за то, что им явно не по силам, дают невыполнимые обещания и очень некритично относятся к неуспеху, некачественному выполнению задания. Все это дополняется повышенной критичностью по отношению к другим. Часто их характеризует снобизм, высокомерие, чрезмерная самоуверенность, бестактность, отсутствие чувства дистанции. Сравнивать ребенка надо не с другими, а только с ним самим — с его достижениями на предыдущих этапах. Психологами доказано, что чем меньше ребенка ругают и принижают, чем меньше захваливают и превозносят, тем адекватнее его самооценки и уровни притязаний.
Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы. Важно поддерживать естественное стремление ребенка к познанию, заново осваивая курс школьной программы вместе с ним. У первоклассника всегда много вопросов, на которые надо не лениться отвечать. Если же вы видите, что к какой-то из наук ребенок питает особый интерес, обеспечьте его учебными фильмами, энциклопедиями или развивающими играми по этой теме. Дезадаптации называют, в частности, недостаточную подготовку ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, физическую слабость и эмоциональные расстройства. В результате из-за постоянных неудач первоклашка начинает чувствовать себя «малоценным» и пытается это компенсировать неудовлетворительным поведением. Если ругать такого ребенка, то он вообще ополчается на целый свет.
Психолог.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА
Что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе "портрет" первоклассника:
1. Педагогическая готовность:
– навыки чтения (по слогам или бегло)
– навыки письма (печатными буквами, либо короткие слова прописными)
– навыки рисования;
– звуковая культура речи (чистая речь);
– умение развернуто ответить на вопрос;
– хороший словарный запас;
– хорошая общая осведомленность.
2. Интеллектуальная готовность:
– дифференцированность восприятия как основа мышления;
– развитое воображение;
– хорошая ориентировка в пространстве и времени;
–развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
– хорошая образная память;
–развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
3. Мотивационная готовность:
– выраженность познавательных интересов;
– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);
– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.
4. Эмоционально-волевая готовность:
– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
5. Коммуникативная готовность:
– желание общаться со взрослыми и детьми;
– умение установить контакт с учителем;
– сохранение чувства дистанции;
– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
– умение устанавливать контакт со сверстниками;
– умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем; – умение выполнять совместную работу;
– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешность обучения младшего школьника.
Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....
Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти,...
Использование ИКТ как средство успешного обучения младших школьников.
Презентация-отчет по теме самообразования....
"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.
В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....
Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения
Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...
Фактор № 1 в успешности обучения школьника.
"Чтение - это не только тот предмет,которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам". Чтение и чита...
Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников
Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...