Консультация: "Учите детей сомневаться!"
консультация

Знание только тогда знание,    когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

                                                                                                                                 Л.Н. Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учите детей сомневаться!

 Знание только тогда знание,    когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

                                                                                                                                 Л.Н. Толстой.

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Но зачастую, в нашей практике, мы даем детям готовые сведения, в которых нет  надобности сомневаться, а воспринимать их не включая мыслительную деятельность. Как правило, в нашем обществе, за взрослыми закрепляются функции контроля, оценки, а ребёнка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение подчинения, повиновения.

 Так что же подразумевается под словами « учить детей сомневаться» !? Дети могут подвергнуть сомнению не сами знания взрослого или правильность их высказывания. Ребенку нужно сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить , а может спросить о непонятном, пронаблюдать , сравнить, высказать свое мнение. .При организации соответствующих наблюдений ребенок может размышлять над вопросом. Без этого не может быть развивающего обучения. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся обьектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта , проявления личного отношения ? Сомнение – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях. Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, а значит мыслить !                  Часто можно услышать.«Мал еще со мной спорить! » , пора забыть это высказывание , наоборот , поощрять детей к спору и сомнению.

Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Моделью для подражания становятся взрослые. Как научить детей сомневаться в правильности действия взрослого?  Нужно изменить социальную позицию ребенка в отношении  взрослого. Отношения должны строиться на соучастии в деятельности .Вести ребенка к такому соучастию надо постепенно : от наблюдения за деятельностью взрослых к эпизодическому  участию в ней, затем к партнерству и , к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение. «на равных », где никому не принадлежит привилегия  указывать , контролировать, оценивать.

Но для развития способности развиваться , критически мыслить , дети нуждаются в сотрудничестве друг с другом , а не только со взрослым .Общение в группе сверстников способствует выработке партнерских отношений, где каждый участник –равный и доступный  обьект  для критики. Дети замечают ошибки друг друга, соглашаются или спорят, отстаивают свою точку зрения.

Решение познавательных задач вместе со взрослым и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Важным побудительным  стимулом мыслительной деятельности ребенка является познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на этот вопрос. Мы взрослые , создаем познавательную задачу, ситуацию и предоставляем детям возможность найти пути ее решения, используя имеющие знания и умения. Обучение активизирует  мысль детей , придает ей критичность , приучает к самостоятельности в процессе познания.

таким образом, если с первых дней жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе вариантов задания, способов действия, форм поведения и материалов для достижения результатов, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....

Семь причин, по которым дети сомневаются в родительской люби

laquo;Моя мама меня не любит…»СЕМЬ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ ДЕТИ СОМНЕВАЮТСЯ В РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ1. Проявлять чувства = проявлять слабость2. Когда радость – в тягость3. Вещи вместо ...

Консультация "Учите детей любить природу"

Консультация "Учите детей любить природу"...

Консультация "Учимся решать математические и логические задачи"

Решение любой математической задачи представляет собой цепочку логических рассуждений. Поэтому математика помогает развивать логические навыки у ребёнка. Занимаясь математикой, ребёнок научится, прежд...

Программа организации отдыха детей и подростков осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Югры»

Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья...