Для родителей
консультация

Кучергина Наталья Витальевна

Материал для родителей будущего первоклассника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. 

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.



Предварительный просмотр:

Лидия  Панькова

Проверяем готовность ребёнка к школе

Серия «Первоклассным родителям»

Детский психолог Лидия П анькова

Детский психолог Лидия Панькова

Содержание.

1.О книге и её авторе

2.Что я вам предлагаю

3.Что особенно важно при тестировании.

4.Тесты

5. Приложения

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

О книге и её авторе.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Прежде всего я хочу поблагодарить вас за знакомство с моим сайтом и книгой, которую я специально подготовила для родителей будущих первоклассников.

Разрешите представиться. Меня зовут Лидия Панькова. Я - педагог -психолог высшей квалификации с более чем 20-летним стажем работы по специальности.

Много лет проработала в школе, занимаясь в том числе и вопросами подготовки детей к школе, и психологическим сопровождением адаптации первоклассников. Я не понаслышке знакома с теми проблемами,которые волнуют родителей школьников будущих школьников и детей в начале их школьного пути.

Серия книг «Первоклассным родителям» адресована родителям будущих и настоящих первоклассников.

Ваш психолог Л.Панькова

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Что я предлагаю?

  • своей первой книге из серии «Первоклассным родителям»

  • предлагаю вам свою заочную консультацию по определению готовности вашего ребёнка к школьному обучению.

Знаю, что этот вопрос волнует многих родителей,ведь поступление в первый класс-это дело особо ответственное. Не секрет, что требования к подготовке детей возросли. Во многих образовательных учреждениях введено собеседование или психологическое тестирование.

Тестирует ребенка, как правило, будущая первая учительница или психолог.

Для определения готовности будущего первоклассника к обучению в школе я отобрала те методики, которые сама использовала в течение многих лет и рекомендовала родителям для самостоятельной работы с ребёнком.

Вы сможете оценить готовность вашего малыша к школе, а на основании полученной оценки и того, как ребёнок выполнял те или иные задания, наметить, какая помощь нужна будущему первокласснику, чтобы он успешно зашагал по школьной тропе.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Что особенно важно при тестировании.

  • Результаты тестирования нужны вам для того, чтобы определить те области знаний или умений ребёнка, над которыми желательно поработать.

  • Не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней.

  • Тестирование ни в коем случае нельзя проводить как экзамен для ребёнка. Атмосфера тестирования должна быть психологически комфортной для ребёнка, когда у него хорошее настроение и самочувствие.

  • Не оценивайте результаты как неудачные, неправильные. Ваша задача: увидеть затруднения,возникшие у вашего ребёнка при тестировании, и помочь в дальнейшем в преодолении этих затруднений.

  • Все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Что особенно важно при тестировании.

  • Результаты тестирования нужны вам для того, чтобы определить те области знаний или умений ребёнка, над которыми желательно поработать.

  • Не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней.

  • Тестирование ни в коем случае нельзя проводить как экзамен для ребёнка. Атмосфера тестирования должна быть психологически комфортной для ребёнка, когда у него хорошее настроение и самочувствие.

  • Не оценивайте результаты как неудачные, неправильные. Ваша задача: увидеть затруднения,возникшие у вашего ребёнка при тестировании, и помочь в дальнейшем в преодолении этих затруднений.

  • Все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Тесты.

Мотивационный тест-опросник

Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению, пройдите с ним небольшой опросник:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?

  1. Зачем нужно ходить в школу?

  1. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в школе?)

  1. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

  1. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6.Как нужно вести себя на уроках в школе?

7.Что такое домашние задания?

  1. Зачем нужно выполнять домашние задания?

  1. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Как оценивать ответы ребенка:

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания: «Чтобы получить знания...Становиться грамотным, умным...», неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему

уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10.

Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне.

5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов).

Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые

ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению, поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более содержательными.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

  1. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

  1. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  2. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  3. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

  1. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  2. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь

– утром или днем?

  1. Что бывает раньше – обед или ужин?

  1. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.
  2. Кем работает твой папа, твоя мама?

  1. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  2. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  3. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  4. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  1. Что делает почтальон, врач, учитель?
  2. Зачем в школе нужна парта, звонок?

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши,

нос?

  1. Каких животных ты знаешь?

  1. Каких птиц ты знаешь?
  2. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  3. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  4. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Детский психолог Лидия Панькова

Оценка и интерпретация ответов ребенка делается так:

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”

  • контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№ 8 – за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов:

ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, ребенок получил 20-24 баллов – средне-зрелым, ребенок получил 15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йерасека (обновленный)

Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Тест Керна-Йерасека состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры); б) копирование фразы из письменных букв; в) срисовывание точек; г) опросник.

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рисунке в Приложении. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете, когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

1.Рисунок человека. Нарисуй мужчину,так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. Если ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

2.Копирование фразы из письменных букв.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение,заранее написанное вами письменными буквами. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Образец фразы,написанной вами на листочке в качестве образца Он ел суп.

То есть мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском:

He eats soup.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

3.Срисовывание точек

Затем ребёнок переходит к группе точек. Точки заранее рисуются взрослым на листочке в клеточку. Вторая половинка листочка остаётся чистой и предназначена для работы ребёнка.

Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

По поводу интерпретации Я.Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще общайтесь с ним, развивайте мелкую моторику, память и мышление.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Оценивание.

1.Рисунок человека.

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут

из        туловища,        а        не        прикреплены        к        нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги

нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы,

одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии. 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

2.Копирование фразы из письменных букв

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально

(возможно        небольшое        отклонение        от        горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

  • баллов: неразборчивые каракули, черканье.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

3. Срисовывание точек

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка,

недопустимо увеличение. 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками. 3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов. 4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу. 5 баллов: каракули, черканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;

7-12баллов– средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть,просто у ребенка было плохое настроение? — через день -два попробуйте пройти тест ещё раз)

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

4.Опросник.

Последняя часть теста Керна-Йерасика

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  • Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

  • Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

  • Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)

  • Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

  • Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  • Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

  • Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

Детский психолог Лидия Панькова

  • Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

  • Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

  • Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

  • Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать

столкновения и т.д. = 1;

одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

  • Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

  • Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

  • Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

Детский психолог Лидия Панькова

  • Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания)

= 2; не знает = 0)

  • Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

  • Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

  • Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не

были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы

заработать деньги и т.д.) = 0)

  • Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От — 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Тест «Найди отличия». Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки (образец вы можете найти в Приложении), отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (можно использовать картинки из Приложения).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Тест «Десять слов».

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

Условие проведения теста – полная тишина.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

  • начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.

Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.

Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.

Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

«Четвертый – лишний».

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.

Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки (см. Приложение) или слова, например:

изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;

кастрюля, чашка, ложка, шкаф;

стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:

собака, ветер, смерч, ураган;

смелый, храбрый, решительный, злой;

смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;

молоко, сыр, сало, простокваша;

мел, ручка, сад, карандаш;

щенок, котенок, лошадь, поросенок;

тапочки, туфли, носки, ботинки, т. д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать

  • 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Тест «Классификация».

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор карточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложил картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь,в таком случае предложите разделить эти карточки )

Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи” и т.д.)

Тест «Составление рассказа по картинкам».

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 423-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Вариант картинок вы можете найти в Приложении.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Приложения.

Тест «Найди отличия».

На картинках 8 отличий.

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Тест «Четвёртый лишний»

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru

Детский психолог Лидия Панькова

Тест «Составление рассказа по картинкам».

Ваши вопросы вы можете отправить на е-mail  pankowaln@gmail.com

или написать на сайте  l-pankova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...