разработка родительского собрания
методическая разработка
Тема " Патриотическое воспитание школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_sobraniya.docx | 29.87 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 11.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
Родительское собрание
"Патриотическое воспитание в семье"
Подготовила : учитель ОПК
Хвичиа Марина Мерабовна
МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской
План
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бэкон
Цель родительского собрания: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами
Задачи родительского собрания:
- формировать у родителей гражданско-правовые знания;
- Познакомить с задачами, которые ставит перед учителями, родителями (законными представителями) учащихся концепция духовно-нравственного развития детей, ФГОС второго поколения.
-показать родителям роль семьи в патриотическом воспитании детей;
- выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского патриотического воспитания;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, итоги анкеты, памятка «Патриотическое воспитание школьников», брошюры для родителей.
Вопросы для обсуждения:
- нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине;
- обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся;
- с чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребенке патриотизм;
- объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.
Форма проведения: диспут
Ход собрания:
- Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли на родительское собрание. Я очень рада вас видеть.
- Вступительное слово учителя.
Для того чтобы создать позитивный настрой, я хочу провести с вами игру «Кричалки»
Если вы согласны с высказываниями, дружно кричите «Да», если не согласно, то соответственно - «Нет».
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? ДА
- С работы пришли, и сил нет совсем,
Вам хочется лекции слушать здесь? НЕТ
- Я вас понимаю! Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? Да
- Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь нам? НЕТ
- Последнее спрошу вас я, активными все будем? ДА
Введение в проблему: Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.
2. Определение темы собрания.
- Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «патриотизм».
Я предлагаю вам прослушать фрагмент из песни Игоря Талькова «Россия». Какие проблемы поднимает автор?
Автор возмущён тем, что наша величайшая Россия, претерпевшая столько испытаний, в современное время теряет своё величие. Эту песню, кстати, Игорь Тальков написал буквально за пару минут и на одном дыханье, не исправив не одной строки, он постоянно интересовался историей России, много читал и любил свою Родину.
Давайте и мы с вами сегодня поговорим о России, о наших детях, о нас с вами… тема нашего диспута «Патриотическое воспитание в семье». Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что включает в себя понятие «Патриотическое воспитание», выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей.
Актуальность вопроса.
Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таком социальном институте, как школа. Неоднократно к теме патриотизма обращался и президент нашей страны В.В. Путин.
- В современной жизни нам часто приходится слышать слова «патриот», патриотизм», «гражданин». Этим словам несколько тысяч лет.
- Как вы понимаете смысл этих понятий?
Обратимся к словарям.
Тема патриотизма чрезвычайно сложна и многогранна. Есть мнение, что говорить о патриотизме нужно только в зрелом возрасте, когда у людей уже есть определенный жизненный опыт и багаж знаний. Якобы дети вырастут, и сами всё поймут и сделают правильные выводы. Так может, не нужно об этом говорить? Как вы считаете?
- Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать патриот и гражданин? (Ответы уч-ся).
Когда я начала изучать предмет нашего сегодняшнего разговора, то для меня было очень важно узнать то, что вы думают по данному вопросу наши дети. Мной было подготовлено несколько анкет, на вопросы они ответили.
Анализ анкеты «Патриот» для детей
- Хочешь ли ты всю жизнь прожить в России?
- Знаешь ли ты военную историю Российского государства?
- Хотели бы вы служить в Российской Армии?
- Помнишь ли ты дату дня рождения своих родителей? Родственников?
- Есть ли у тебя близкие друзья других национальностей?
- Нравится ли тебе твои одноклассники?
- Знаешь ли ты 4-ёх государственных российских деятелей прославивших Россию? Назови их.
- Гордишься ли ты своей школой?
- Хотел бы ты учиться в городской школе?
- Как ты думаешь, для чего нам нужна жизнь?
Анкета для родителей (опрос)
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, или для вас это неважно?
- Кто должен заниматься воспитанием патриотизма – семья или школа?
- Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
- Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?
- Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
- Как вы отмечаете с детьми День Победы?
- Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в школе по патриотическому воспитанию?
- В каких классных мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие?
На формирование патриотических чувств наших детей большое влияние оказывает информация из СМИ. Согласны? А теперь давайте на секунду представим, что смотрят по телевизору наши дети?! Могут ли эти передачи воспитать патриотов?
Давайте подумаем, с помощью каких произведений, фильмов, книг мы сможем формировать патриотические чувства человека.
Расскажите о своём опыте: какие фильмы и книги, на ваш взгляд, помогают в воспитании патриотизма.
1. «Завтра была война»;
2. «Ленинград»;
3. Документальный фильм телеканала культура «План ОСТ»
4. «А зори здесь тихие» и др.
Какого человека можно считать настоящим патриотом?
- постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,
- хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,
- имеющего нормальную семью,
- почитающего своих предков,
- растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
- содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),
- постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
- работающего во благо своего Отечества,
- участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Итак, давайте подведем итоги нашего анкетирования. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей, что знания в этих вопросах дети имеют недостаточные.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитанию патриотизма в наших детях следует уделять пристальное внимание, определить основные задачи в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:
- Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
- Приобщение к боевым и трудовым традициям народа. Российской армии.
- Формирование чувства гражданского долга.
- Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
- Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
- Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
Воспитание патриотизма в семье – выступление учителя.
Сегодня мы рассмотрим первое направление: воспитание любви к Родине. Как научить детей любить свою Родину? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Т.е. быть патриотом.
Ни для кого не секрет, что любовь к Родине закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.
Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.
Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.
Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.
- Проектирование праздника семьи (работа в группах)
Но семье и школе необходимо, конечно, действовать сообща, объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу.
Поэтому сегодня на родительском собрании мы спроектируем внеклассное мероприятие «Праздник семьи в школе» - 15 мая в международный день семьи, целью которого будет наладить теплые, дружеские, партнерские отношения между семьями класса и школой; пропагандирование семейных ценностей.
Цели:
1)
2)
3)
Домашнее задание для семьи:
1)
2)
3)
Ход праздника:
1)
2)
3)
Творческая презентация семьи (формы):
1)
2)
3)
V. Предъявление памятки для родителей.
- Подведение итогов. Решение собрания:
- Объединить усилия семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности;
- Провести в Праздник семьи в классе 15 мая, в международный день семьи.
Приложение 1
Анкета для родителей № 1
Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
- Семья
- Нравственность
- Родина
- Здоровье
- Образование
- Дружба
- Творчество
- Карьера
- Другое (допишите)………………………………………………………………………
Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
- на обучение
- на воспитание
- на сочетание обучения и воспитания
Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:
- обучать
- воспитывать
- обучать и воспитывать
- другое (допишите)………………………………………………………………………
Семья должна:
- обучать
- воспитывать
- обучать и воспитывать
- другое (допишите)………………………………………………………………………
Приложение 2
Анкета для родителей №2
Я считаю, что патриотизм это………………………………………………………...
...........................................................................................................................................
Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………….
Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственностиучащихся?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Приложение 3
Анкетирование учащихся «Что такое Родина?»
Фамилия, имя……………………………………………………………………….
Что такое Родина?
Родина – это…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Что такое малая Родина?
Малая Родина – это …………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ……………………………………………………………………………
Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ……………………………………………...................
Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я …………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит……………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит ……………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть ………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Рейтинг материала
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей:
«Нравственно-патриотическое воспитание»
Уважаемые родители!
Предлагаем ответить Вам на вопросы . Это поможет нам проанализировать и улучшить свою работу по патриотическому воспитанию учащихся.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
3 Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
4 Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?
5 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Трудности школьной адаптации"
Работа представлена в виде конспекта, презентации и буклета для родителей учащихся 1 класса. Проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе, можно с помощью несложных тестов. Как сделать, чтобы ма...
Примерные разработки родительских собраний в начальной школе.
Любое родительское собрание должно быть интересным познавательным....
Разработка родительского собрания для родителей учащихся начальных классов "Помоги себе и своему ребенку"
Тема родительского собрания "Помоги себе и своему ребенку" очень актуальна на сегодняшний день, т.к. взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между супругами откладывают серьезный отпечаток ...
Разработка родительского собрания-праздника-отчёта в 1 классе. "
Это коллективное творческое дело готовят учитель, дети и родители....
Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс
Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная к...
Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»
Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...