Презентация "Как научить детей писать"
презентация к уроку (1 класс)
Правила письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_roditelskomu_sobraniyu_pervoklassnikov.ppt | 642 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи. Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро . Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна .
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений ( способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т. п.).
На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах — графических знаках ( печатных, письменных, заглавных и строчных ), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы , соблюдая правильную позу !!! , правильные движения руки, правильную траекторию движений и т. п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, т. к. параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка .
Особенности детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, формирование навыка завершается к 10—11 годам
Уменьшить трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения.
Цель уроков письма- сформировать графический навык навык ~ это действие, сформированное путем повторения , характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля
В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап — аналитический , основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия , уяснение содержания . 2 этап - синтетическим . Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие. 3 этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия .
Особенности овладения письмом детьми 6-7 лет. Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе), дети сосредотачивают свое внимание на том “откуда начинать, куда вести, где закончить” , одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только то, что он должен сделать, но и как это сделать правильно , в соответствии с требованиями.
Следует знать, что на начальном этапе обучения каждый элемент выписывается в отдельности , даже если мы требуем писать слитно всю букву сразу. Еще труднее писать слитно (безотрывно) несколько букв. Объективной закономерностью начального этапа является также сосредоточенное внимание к графике: ребенок не только постоянно контролирует то, что делает, но и думает, что и как нужно делать дальше. Вот эта необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме на начальном этапе обучения. Это во многом объясняет, почему так медленно и так напряженно пишут дети , вот почему нельзя их торопить (им ведь нужно осознанно определить “что и как”), вот почему так важно осознанно сформировать “образ действия” — зрительно-двигательный образ буквы.
И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма,— нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может . Наши исследования показали, что при инструкции “пиши быстрее” в течение всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т. е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются “каракули”, “буквы, на буквы не похожие”.
Безотрывное и отрывное письмо. Безотрывное письмо создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо (координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держания ручки и позы) и вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища . Кроме того, на первом этапе обучения дети пишут “затаив дыхание”, как правило, “на вдохе”, и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания . Экспериментальные исследования показали, что такие задержки дыхания, вредно сказывающиеся на функциональном состоянии ребенка, могут достигать 20—30 секунд. Итак, на наш взгляд, учить безотрывному письму не только нецелесообразно, но и вредно.
Санитарно-гигиенические требования
Правильная посадка
Как правильно держать ручку? При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного ; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку. - Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. - Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе. - Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. - Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках. - Заводить будильник, игрушки ключиком. - Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д. - Резать ножницами. - Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать. - Делать пальчиковую гимнастику. - Рисовать узоры по клеточкам в тетради. - Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Как научить ребенка писать красиво? учитывать его возрастные возможности заниматься ежедневно по 15-20 минут 1-2 раза в день правильно организовать рабочее место постоянно контролировать посадку, положение тетради, ручки вовлекать в другие виды деятельности, которые способствуют развитию мелкой моторики
Удачи Вам и Вашим детям в овладении навыком письма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Как научить детей писать грамотно"
Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте....
Как научить детей правильно писать.
Рекомендации по правильной посадке. положении тетради, ручки при письме...
Как научить детей писать красиво
Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это зад...
Доклад на тему «Как научить детей красиво и быстро писать»
Как научить учащихся красиво и быстро писать. Еще в недавние времена школа уделяла много внимания почерку учащихся. Но прогресс коснулся как «орудий» труда так и методики чистописания: вместо стальных...
Как научить детей с разными образовательными способностями грамотно писать в соответствии с ФГОС
Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирован...
Как научить детей писать без ошибок
Почему учащиеся делают ошибки в написании слов? Причин этому много. Это и низкий уровень обучаемости некоторых детей, нерешенные логопедические проблемы, неразвитая орфографическая зоркост...
Как научить детей писать сочинение по произведению 1-2 класс
Как научить детей писать сочинение по произведению 1-2 класс, шаблон....