Доклад на тему «Как научить детей красиво и быстро писать»
статья по русскому языку на тему
Как научить учащихся красиво и быстро писать. Еще в недавние времена школа уделяла много внимания почерку учащихся. Но прогресс коснулся как «орудий» труда так и методики чистописания: вместо стальных перьев мы теперь пишем шариковыми ручками и фломастерами, изменилась разлиновка тетрадей первоклассников, упростился шрифт. Тем не менее, вопрос о почерке не может быть исчерпанным, ведь не всякий прочитает небрежно написанное, а многие рукописи приходится читать, как ребусы. Учителей поэтому постоянно волнует вопрос каллиграфии, скорописи, грамотного письма. Невозможно в короткий срок выработать четкое, красивое письмо. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком, тем более орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу восьмого класса, да и то не все в удовлетворительной мере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему «Как научить детей красиво и быстро писать»
Как научить учащихся красиво и быстро писать. Еще в недавние времена школа
уделяла много внимания почерку учащихся. Но прогресс коснулся как «орудий» труда так и методики чистописания: вместо стальных перьев мы теперь пишем шариковыми ручками и фломастерами, изменилась разлиновка тетрадей первоклассников, упростился
шрифт.
Тем не менее, вопрос о почерке не может быть исчерпанным, ведь не всякий прочитает небрежно написанное, а многие рукописи приходится читать, как ребусы. Учителей поэтому постоянно волнует вопрос каллиграфии, скорописи, грамотного письма. Невозможно в короткий срок выработать четкое, красивое письмо. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком, тем более орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу восьмого класса, да и то не все в удовлетворительной мере.
Существует много приемов обучения каллиграфии: копировальный, линейный, ритмический и др. В разные годы отдавалось предпочтение одному из них, но в практике массового обучения наилучшие результаты достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
Один из приемов обучения письму по графической сетке. Суть его состоит в том, что дети наносят одним цветом графическую сетку, состоящую из косых параллельных прямых. другим цветом пишут по ней строчные и заглавные буквы. Для простоты и удобства эти линии, составляющие сетку, учитель и дети называют палочками: короткие, высокие, длинные. Расстояние между косыми параллельными прямыми составляют ширину элемента буквы. Длина высокой и длинной палочек равна двум коротким.
Но для того, чтобы красиво писать буквы и слова, необходимо находить середину палочек, т.к. почти все соединения букв происходит на середине высоты букв.
Каллиграфия начинается с точек и палочек, умения следить за движениями учителя и повторять их. Любой образец показывается на доске крупно, сопровождается объяснением учителя. Дети направляют ручки на доску, по воздуху пишут образец, комментируют хором. индивидуально. Затем пишут самостоятельно в тетради.
Нахождение общего в письме разных букв способствует более сознательному письму, помогает увидеть основной элемент в буквах. Соблюдение одинаковой высоты букв на строке и на всей странице создает впечатление аккуратного письма, формирует такие качества, как равномерный наклон и параллельность штрихов, ритмичность и плавность. Развивается глазомер, зрительный контроль ориентации на рабочей строке. При письме буквы дети называют количество палочек, определяют графическое пространство и вписывают букву другим цветом. Написав одну строку по графической сетке, следующую строчку ученик пишет уже без сетки.
Такая работа идет весь период обучения грамоте, а при необходимости и в дальнейшем индивидуально, если ученик по прежнему пишет неправильно. Эта методика может применяться при письме цифр.
В использовании графической сетки есть, несомненно, положительные моменты. Создавая ее, ребенок много раз проводит в тетради параллельные прямые и отрабатывает основное движение руки, необходимое при письме. Движения становятся более плавными и размеренными, буквы приобретают правильный наклон. Ученик видит пропорции букв, замечает графические ошибки в своем письме и учится их устранять. Такой математически точный анализ графического написания букв помогает не только красиво писать, но и активизировать внимание, выработать усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность - залог дальнейшего продвижения ребенка в школе.
ДОКЛАД
на тему: «Изучение правописания безударных гласных корня
на основе знания состава слова»
В новых учебных программах изучение безударных гласных строится с учетом достижении, которые выработаны школьной практикой и современной методической наукой:
• одновременно рассматриваются все гласные в их безударном положении в корне слова:
• безударная гласная изучается на грамматической основе, т.е. опирается на знание состава слова и на умение производить морфологический анализ слова;
• вся работа теснейшим образом связывается с развитием речи учащихся, в частности с работой по словообразованию.
Однако правописание безударных гласных в корне слова до сего времени остается актуальной проблемой в области обучения детей орфографии, т.к. ошибки на правописание этой орфограммы по-прежнему наиболее типичные и устойчивые. Это объясняется прежде всего тем, что в школьной практике недостаточно полно реализуются основные идеи новой методической системе в изучении безударных гласных: учащиеся, умея производить морфологический анализ слов, когда им нужно разобрать слово по составу, не используют эти умения в специальных орфографических целях. Это мешает ученику, во-первых, распознать нужную орфограмму, во-вторых, пользоваться различными способами проверки (и формой изменения слов, и подбором родственных слов).
Кроме того, при изучении этой темы недостаточно реализуется принцип перспективной подготовки учащихся к использованию правила.
Перспективная подготовка учащихся к изучению темы
«Безударные гласные в корне».
Осуществление этого принципа диктуется тем, что формирование орфографического навыка в правописании безударных гласных опирается на целый ряд грамматических умений и речевых навыков. К их числу относятся следующие:
• умение различать гласные и согласные. находить ударные и безударные гласные в слове. а также переносить ударение с одного слога на другой (когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово),
• умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;
• умение выделять среди однокоренных и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.
Все эти умения вырабатываются в результате длительных и многократных упражнений.
Прежде чем организовать перспективную подготовку, учителю нужно проверить, в какой степени учащиеся владеют умениями с тем, чтобы оказать детям своевременную индивидуальную помощь.
Выявляя причины ошибок в знаниях учащихся, необходимо установить причины их появления и на этой основе разработать систему упражнений для повторения и индивидуальных заданий.
Так в постановке ударения обычно ошибаются те, которые читают по слогам. Таким учащимся нужно давать определять место ударения при повторном чтении. Можно вооружить учащихся приемом самоконтроля: ученику предлагается произнести слово намеренно громко, выделяя голосом тот слог, который он определил как ударный. Так, ученик произносит машина и таким образом устанавливает свою ошибку.
При изучении во 2 классе темы «Состав слова» учитель продолжает работу над ударением на более высоком уровне трудности, используя такие упражнения:
1. Поставить ударение, выписать слова с ударной гласной в корне, приставке и окончании: кустик, уголек, ленивый, на земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо.
Ударная гласная
в корне в суффиксе в окончании
беленький медок на земле
кустик уголек на коне
кораблик ленивый колесо
2. Поставить ударение и записать однокоренные слова в таком порядке: с ударением в корне, суффиксе, в окончании:
болезнь, больно, боль, болят, больной;
больно, боль, болезнь, больной;
чистенький, чистота, чистит, очищает;
чистенький, чистит, очищает, чистота.
3. Подобрать однокоренные слова с ударением на различных значимых частях слова.
Можно предложить учащимся и другие варианты заданий, например: выписать слова с безударной гласной в корне. приставке. окончании и т.п.
Особое внимание нужно уделять упражнениям. которые убеждают учащихся в том, что безударная гласная в корне пишется так же, как и ударная.
Ошибки на правописание безударных гласных у младших школьников нередко связаны с недостаточным речевым развитием. В одних случаях ошибки связаны с тем, что учащиеся выделяют корень в словах на основе ложной этилиологии, например, слова палатка соотносят со словом пол, ползти со словом упал, паслись со словом пост и т.п. В других случаях ошибки в правописании безударных гласных - это результат отсутствия в словарном запасе учащихся проверочного однокоренного слова (например, к таким словам, как вилась, упр. 235, читальня, упр. 240, стреляй, упр. 228 и т.п.).
Потому одно из основных грамматических умений для безошибочного написания безударных гласных - умение выделить корень на основе его смыслового анализа.
С этой целью, прежде всего, необходимо установить значение слова, что облегчает ребенку подбор однокоренных слов, например, пастух - тот, кто пасет скот, значит к нему родственные слова пастбище - место, где пасется скот, пасти - следить за скотом и т.д., следовательно, корень в этих словах пас-.
Постовой тот, кто стоит на посту; пост - место, с которого ведут наблюдение.
Для того, чтобы предупредить механическое членение слова на части, нужно проводить разнообразные словообразовательные упражнения.
Записать однокоренные слова, пользуясь схемой:
суп из грибов
гриб любитель собирать грибы
часть гриба под землей
одежда, которую носят зимой
зам(а) проводить зиму, где-нибудь
человек, который находится на зимовке
Ученики записывают:
грибной (суп) зимняя (одежда)
грибник зимовать
грибница зимовщик
Подбирать однокоренные слова можно, отвечая на вопросы, например, как называется человек, который что-то охраняет? (сторож). Как называется помещение для сторожа? (сторожка). Как называется сторожевой катер, судно? (сторожевик).
После такой предварительной систематической работы над ударением, упражнением
учащихся в умении подбирать однокоренные слова и выделять в них корень можно
переходить к правилу.
Работа над правилом правописания безударных гласных в корне.
Знакомство с орфографическим правилом полезно начинать с наблюдения над произношением и написанием гласной в ударном и безударном положении. Так в слове корм дети слышат звуки [к][о][р][м], написание слова совпадает с произношением, т.к. корневая гласная находится под ударением. Сравнивая звуковой состав слова кормушка со словом корм дети убеждаются в том. что для правильного написания необходимо знать определенные способы проверки слова.
Способы проверки и составляют основное содержание орфографического правила о правописании безударных гласных. Учащиеся под руководством учителя выделяют в правиле 3 части: что проверять. как проверять. чем проверять.
Каждая часть этого правила должна быть предметом специальной работы. Прежде всего дети должны уяснить. что проверять надо не вообще слова, а безударную гласную в корне слова.
Выясняя смысл того. как проверять. дети узнают, что проверочными словами могут быть либо однокоренные слова. либо форма изменения того же слова.
И. наконец. чем проверять? Проверять надо ударением. Дети должны уяснить, что только в ударном положении произношение соответствует написанию.
Усвоение каждой части правила закрепляется в практических упражнениях. Упражнения для первой части:
1. Из ряда однокоренных слов выбрать слова с безударной гласной в корне: боль, больница, болеть, болезненный, больно.
2. Подчеркнуть (или выписать) лишь те слова, в которых правописание гласных проверяется этим правилом: побег, кормушка, беленький, в роще, лежим, тенистый и т.п.
3. Работу над второй частью правила (как проверять) можно связать с анализом
данной таблицы. Чтобы подобрать проверочное слово, надо:
1) изменить слова
река - реки. окно - окна (много)
ряды - ряд. шаги - шаг (один)
ползет - полз - что делал?
тащил - тащит - что делает?
2) подобрать однокоренные слова
цветной, цвет — предмет
темнота, темный - признак пред.
Ходьба, уходит - действие пред.
С того момента, когда дети переходят к самостоятельному подбору проверочных слов, необходимо давать упражнения, направленные на уяснение признаков проверочного слова, например:
1. Из двух однокоренных слов записать то. которое является проверочным: мостовая, мостик - м.сты; садовник, посадка - с.довый и т.п.
2. Из данных однокоренных слов подчеркнуть те, которые могут быть проверочными: в.ремена, верх, наверху, верхний, верхушка.
3. Завершающим моментом в работе над пониманием правила о правописании безударных гласных является сопоставление его с ранее изученным правилом о правописании корневых согласных.
При сопоставлении формулировок этих правил устанавливается, что в одном случае проверяется безударная гласная корня, в другом - согласная; применение обоих правил требует либо изменения формы слова, либо подбора однокоренного. Схематически это выглядит так:
Название правил | Способ проверки | Признаки проверочного слова |
Безударные гласные | Изменение слова, подбор однокоренного | Проверяемый гласный стоит под ударением |
Звонкие и глухие согласные | Изменение слова, подбор однокоренного | После проверяемого согласного стоит гласный |
При воспроизведении учеником формулировки правила важна степень осознанности его. С этой целью полезно задавать такие вопросы: почему безударные гласные корня следует проверять ударением?
Можно ли безударные гласные проверять путем изменения этого же слова (столы - стол)? Как еще можно проверять безударные гласные корня?
Очень важным является организация специальных упражнений в практическом применении правила:
Упражнения в практическом применении правила правописания
безударных гласных.
1. Поставьте ударение, определите, в какой части слова безударные гласные.
2. Для проверки гласной в корне, измените слово, или подберите однокоренное, чтобы проверяемый гласный в нем стоял под ударением.
3. Напишите в слове такую же гласную, как в проверочном.
Рассуждения ученика:
1) безударные гласные в корне слова
2) проверочное слово - цвет
3) в проверочном слове гласные
4) в корне слова пишу -е- цветы
Для того, чтобы акцентировать внимание детей на предварительной проверке слов с
пропущенной безударной гласной полезно периодически оформлять упражнение в таком
виде:
Подумай Докажи Напиши
тр.скучий треск трескучий
поч.нить починка починить
Поскольку применение правила требует от учащихся целого ряда умений фонетического, морфологического и лексического характера необходимо предлагать комбинированные упражнения:
• запись однокоренных слов по различным заданиям учителя;
• морфологический анализ: определение корня, выделение слов различного морфемного состава;
• наблюдения в написании и произношении безударных гласных в группе однокоренных слов.
Например, к слову пахать учащиеся подбирают однокоренные слова пахота, перепахать. пашня, выделяют корень, называют слова с приставками и суффиксами, расставляют ударения. называют слова с безударными гласными в корне, подчеркивают те. которые являются проверочными.
Иногда учащиеся неплохо знают правило, но не знают, где его применять. Для этой цели используются «устные диктанты».
Диктант с цифровыми карточками. Учитель читает предложение, а учащиеся карточкой с цифрами показывают количество слов с безударной гласной. Например, Мы на озеро лесное уходили далеко. (4)
Диктант с орфографическими карточками. Учитель называет слова с безударной гласной, учащиеся показывают гласную, которая пишется в этом слове.
Известно, что и после окончания изучения темы учащиеся продолжают допускать ошибки на правописание безударных гласных в корне. Причина в том, что морфологический анализ осложняется многообразием лексического материала.
Учитель должен хорошо знать лексику учебной книги по русскому языку. Анализ упражнений учебника позволяет определить круг слов, в работе с которой могут быть использованы словообразовательные упражнения, например, катаются (упр. 289); занесло, притащили (упр. 302); угостить, выделили (упр. 303) и т.п.
Перечень этих слов убеждает, что соотношение данных слов с рядом однокоренных затруднено наличием в словах приставок и суффиксов.
Поэтому всегда важно выяснять лексическое значение слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ОСНОВ ЗОЖ
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач ......
Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....
Доклад на тему: «Воспитание у детей культуры здорового образа жизни»
Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, ег...
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является одной из актуальных проблем современного российского общества. Решение пробле...
Как научить ребенка красиво и грамотно писать
Советы и рекомендации для родителей....
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать"
Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать" познакомит родителей с основными составляющими каллиграфического успеха, а также ...