Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным?"
консультация
Цель собрания:
1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_kak_pomoch_rebenku_stat_vnimatelnym.ppt | 822.5 КБ |
stsenariy_sobraniya.doc | 71.5 КБ |
materialy_dlya_sobraniya.rar | 577.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать.
Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки… Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки… С.Я. Маршак
Результаты анкетирования родителей (17 семей) Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? Да – 10 чел. Трудно сказать – 3 чел. Нет – 4 чел.
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? Да – 2 чел. Трудно сказать – 8 чел. Нет – 7 чел. Результаты анкетирования родителей (17 семей)
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? Ничего не делают – 5 чел. Наказание – 1 чел. Другое – 11 чел. (чтение и пересказывание прочитанного, решение логических задач на время, игра в шахматы, развивающие игры, ограничение времени выполнения домашнего задания, создание необходимых условий (отсутствие каких-либо Раздражителей, полная тишина) Результаты анкетирования родителей (17 семей)
Задание группам Продолжите фразу: «Внимательный ребёнок – это…»
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Внимание бывает произвольное и непроизвольное
Упражнение «Заметь всё»
Результаты упражнения (20 человек) все 10 – 0 чел. 9 – 4 чел. 8 – 1 чел. 7 – 5 чел. 6 – 3 чел. 5 – 7 чел. меньше 5 – 0 чел.
Тест «Я и мой ребёнок» Варианты ответов: Могу, и всегда так делаю – 3 очка Могу, но не всегда так поступаю – 2 очка Не могу – 1 очко
Ключ к тесту От 30 до 39 очков. Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 16 до 29 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Свойства внимания Объём Концентрация Устойчивость Распределение Переключение
Объём внимания Это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 9-10 лет объём внимания составляет от 8 до 10 объектов
Упражнение «Расставь точки правильно» Очень высокий – 17 чел. Высокий – 3 чел.
Это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Концентрация внимания
Устойчивость внимания Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Переключение внимания Это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.
Распределение внимания Это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.
Методика «Вижу – читаю – думаю – принимаю» Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города.
Игры и игровые упражнения на развитие внимания Задание группам. Познакомиться с содержанием трёх предложенных игр. Обсудить их. Выбрать одну для демонстрации.
Предварительный просмотр:
Собрание «Как помочь ребенку стать внимательным?»
Цель:
1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания ребёнка.
Ход собрания
Перед входом в кабинет каждый выбирает 1 из 3 предложенных цветов, благодаря чему образуется три группы.
- Орг. момент
СЛАЙД 1
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наша встреча пройдет немного
не в традиционной форме. Вы разделились на 3 группы для выполнения заданий, которые нужно будет выполнить чуть позже.
2. Озвучивание темы и причины ее выбора.
Собрание посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью Ваших детей. Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
СЛАЙД 2
Эпиграфом к сегодняшнему собранию я взяла следующую фразу:
СЛАЙД 3
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
СЛАЙД 4-6
За несколько дней до собрания, я попросила вас поучаствовать в анкетировании, которое касалось нашей сегодняшней темы. Опрошено было 17 семей. И вот, что получилось.
(Ознакомление с результатами)
Поэтому сегодня моя задача – показать вам конкретные приемы по развитию внимания ребенка и продемонстрировать некоторые из них.
СЛАЙД 7
Для начала я хотела бы попросить вас сейчас поработать в группах. Задание будет следующее. (Озвучиваю)
(На выполнение 3 минуты)
Проговаривание
СЛАЙД 8
Что же такое внимание? (читаю со слайда)
Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Не всегда можно слушать и при этом слышать, смотреть и при этом видеть.
Внимание бывает двух видов – произвольное и непроизвольное.
Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Предлагаю вам, уважаемые родители, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения.
2. Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
СЛАЙД 9
Упражнение 2. «Заметить всё»
(Объясняю суть)
СЛАЙД 10
(Результаты упражнения)
Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.
Слайд 11
Можете ли вы
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто
незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?
(Подсчет кол-ва очков)
СЛАЙД 12-14
СЛАЙД 15
(Свойства внимания)
СЛАЙД 16 – объем внимания – это
Поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.
СЛАЙД 17 – упражнение «Расставь точки правильно»
СЛАЙД 18 – концентрация внимания
СЛАЙД 19 – устойчивость внимания
СЛАЙД 20 – переключение внимания
СЛАЙД 21 – распределение внимания
Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное.
СЛАЙД 22 – методика
А сейчас освоим еще несколько игр и обязательно выполним эти упражнения сами.
СЛАЙД 23 - объяснение задания
Ну а закончить я бы хотела советами!
Уважаемые родители!
Помните, что ВНИМАНИЕ – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- Помогите Вашим детям стать внимательными;
- Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.
- Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;
- Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
Игры на развитие внимания
1. Игра «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
2. Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
3. Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способностей распределять и переключать внимание).
Задание.
В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью.
В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью.
ф с я а б ц у ы а в н т р ч п т о р к г н л я э ю и т ь ю е а п е п о л д ж и т м с ч я ц у м р к е п р н ц у к е н г ш щ э х з ж д з б ю н и ф ы ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф с о п н с и м э ю э п а д р н м к б в н в р н п н о р з ъ ч ф з д ж р п н ф н э я н р п г о ъ ь т и м ч я ф ы в а п р о л п р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц э х д р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з х б н о ы ж д ц б в з л д ц э х д р м д б р п м
Игры на развитие внимания
1. Игра «Сколько чего?»
Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок).
Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с» и т. д. Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь внимание» на круглых предметах, затем – квадратных и прямоугольных. Можно попросить назвать как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д.
2. Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите – «стол».
Играющие повторяют: « Стол».
- Повторите – «Окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.
3. Игра «Кто быстрее соберет?»
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стулья, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.
Игры на развитие внимания
1. Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на 5. Вместо их названия говорить слово «гоп» и т. п.
2. Игра «Выполни уговор строго».
Задание. Ведущий встает напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.
Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.
3. Игра «Точный счет»
Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и
слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.
Сколько яблок у ребят
Солнышком в руках горят!
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе еще одно,
Солнышком напоено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться?
- Сколько яблок на картинке?
- Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?
- Как звали ребят?
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Примите, пожалуйста, участие в подготовке собрания
«Как помочь ребёнку стать внимательным?» -
ответьте на несколько вопросов. Анкета является анонимной.
Заранее спасибо!
- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет
- Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет
- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемые родители!
Примите, пожалуйста, участие в подготовке собрания
«Как помочь ребёнку стать внимательным?» -
ответьте на несколько вопросов. Анкета является анонимной.
Заранее спасибо!
- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет
- Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет
- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...
Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...
родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его качествами. Для развития каждого качества внимания п...
«Как помочь ребенку стать внимательным?» Родительское собрание
Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банально¬стью. Однако от этого не становится легче ни де¬тям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой р...
Родительское собрание на тему: "Как помочь ребенку стать внимательным".
Родительское собрание....
Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"
Данный материал предназначен классному руководителю 1 класса. В материале имеются разные виды методик, которые используются для развития внимания ребенка, также, рекомендации, памятки для ...
Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать внимательным"
Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания...