Как помочь ребенку стать внимательным?
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
« Как помочь ребёнку стать внимательным »
Цели:
познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;
изучить упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный педагог- психолог, библиотекарь.
Методические рекомендации по теме собрания:
Успехи каждого ребенка в учебе и других видах деятельности зависит от сформированности у него способности быть внимательным, поэтому собрание на данную тему следует проводить с родителями учеников 1 класса в начале учебного года. Материал собрания содержит теоретическую часть, психологический практикум, практические советы по развитию внимания у детей. Собрание проводится с привлечением педагога-психолога и библиотекаря школы.
Подготовительная работа:
приглашение родителей на собрание;
проведение анкетирования родителей;
анализ результатов анкетирования родителей (проводится школьным педагогом-психологом);
подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах развития учащихся младшего школьного возраста (совместно со школьным педагогом- психологом, библиотекарем);
приглашение школьного педагога-психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников;
описание игр для родителей (на отдельных листах).
Форма проведения - собрание – практикум
Оборудование:
выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
оборудованные места для родителей;
листы с описанием развивающих игр и упражнений;
реквизиты для игр: мяч, карандаши;
компьютер для показа презентации;
квадратики трех цветов: красного, зеленого, синего для проведения рефлексии;
рекомендации для родителей – «Узелки на память».
Ход проведения собрания:
1. Установление свободной и доверительной атмосферы Звучит музыка. Родители занимают места за столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания. | |
2. Сообщение классным руководителем темы и целей собрания и причин, побудивших провести подобное собрание: -Тема нашего родительского собрания «Как помочь ребёнку стать внимательным». Цели собрания: познакомить вас, уважаемые родители, с понятием «внимание» и его основными свойствами; изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся, таким образом, собрание имеет практическую направленность. | Слайды 2,3 |
3.Родителям образовавшихся групп предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для выполнения задания - 3 минуты). | Слайд 4 |
4. Представитель каждой группы зачитывает коллективно предложенную фразу. (Классный руководитель обобщает мнение родителей) | |
5. Выступление педагога-психолога о результатах анкетирования родителей и о методах развития внимания у детей младшего школьного возраста. (Анкета для родителей «Выбор пути». Приложение 1) | Слайд 5 Слайд 6 |
6. Выступление классного руководителя «Внимание требует внимания»: Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки- Оказалось это брюки… Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки… Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную и значимую часть, необходимую для принятия правильных решений, в определенный момент, необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение. Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство бывает рассеянным, несобранным. Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны. Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей. Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа. Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания. Ответы на них вам поможет найти педагог-психолог школы. (Родители задают вопросы) К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю познакомиться на нашем родительском собрании. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
7. Психологический практикум Учитель раздает родителям листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми и одну из наиболее понравившихся игр проводят со всеми присутствующими. (Приложение 2) | |
8. Выступление библиотекаря Обзор литературы, представленной на выставке. | |
9. Заключительный этап - В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации («Узелки на память») (Приложение 3) | |
10. Итог собрания - В заключение собрания предлагаю представителям каждой группы родителей продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…» | Слайд 14 |
11. Рефлексия. Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цветов. Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»; синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»; зеленый цвет – « мне на собрании было не интересно». | |
12. Минута благодарности - Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей. | Слайд 16 |
Анкета для родителей «Выбор пути» Приложение 1
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
( подчеркните один из предложенных ответов)
- да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________
Приложение 2
Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО »
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово: «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите – «стол».
Играющие повторяют: « Стол».
- Повторите – «Окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.
Игра « НЕ СОБЬЮСЬ»
1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или числа, делящиеся на 2. Вместо чисел говорить слово «гоп» и т. п.
2.Игровые упражнения.
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).
- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).
-Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).
Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
- Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
«Узелки на память» Приложение 3 слайд 15
-Помогите вашим детям стать внимательными
-Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания
-Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания
-Научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»
-Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления
-Учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Список использованной литературы слайд 17
Занимательная азбуковедение /Сост. В.В.Волина/ М., 2008.
Пекелис В.Д. Как найти себя. М., Просвещение. 2009.
Познавательные процессы личности методика их развития /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 2009.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: «ВАКО» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...
Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...
«Как помочь ребенку стать внимательным».
Родительское собрание №3 в первом классе «Как помочь ребенку стать внимательным»...
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Советы педагога,психолога, игры и упражнения для тренировки внимания...
родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его качествами. Для развития каждого качества внимания п...
Как помочь ребенку стать внимательным.
Родительское собрание...
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....