Памятка родителям первоклассников
консультация (1 класс)
Памятка содержит информацию об основных моментах школьной жизни будущего первоклассника, а также практические рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_pervokl.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно подготовить ребенка к школе и начать учиться
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. Это большая радость и большая ответственность – быть родителями первоклассника. В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Как помочь маленькому ученику – не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? Куда зачастую уходит ощущение праздника от посещения храма знаний? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазах малыша, а школа превращается в унылое царство скуки?
ВСЕГДА РЯДОМ
Рассказывайте малышу о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Расскажите, как приятно чувствовать себя школьником. Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Постарайтесь дать понять ребенку, что если ему вдруг будет трудно или что-то непонятно, то родители всегда придут на помощь. Выполняйте задания, учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие.
В выходные дайте возможность ребенку полностью переключиться с учебы на отдых. При этом отдых должен быть активным: спортивные игры, плавание, воздушные и солнечные ванны. Единственное занятие, которое не должно прерываться никогда, – чтение. Маленьким детям необходимо читать вслух, однако заставлять ребенка слушать не всегда просто. Советуем читать с ребенком то, что ему интересно, – по 15 минут, но несколько раз в день. Хорошо по очереди – взрослый и ребенок.
Заканчивать чтение надо на самом интересном месте, стимулируя тем самым желание вернуться к чтению.
Эмоциональный подъем будущего первоклассника необычайно высок. Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни свет ни заря и гордо вышагивает с огромным букетом в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню.
В жизни ребенка не было, да и не будет ни одного момента, когда бы так кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что их чадо автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Но требуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое – быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом.
По дороге не загружайте нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. Внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей! Для первоклассников первый учитель – очень авторитетный человек. Ваши негативные оценки не изменят учителя, но навредят собственному ребенку.
Важный показатель адаптации первоклассника – настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием – значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, не откладывая, выясняйте причину и меняйте ситуацию – это тревожный сигнал для родителей и для учителя.
ПРОБЛЕМЫ
Почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Но когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают.
У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. Раньше его любили безусловно, а теперь он должен любовь заслужить! В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок. Формально учитываются только итоговые отметки за начальную школу. Но большинству учителей проще с помощью «двоек» и «пятерок» манипулировать детьми.
Самое сложное для первоклассников не научиться читать и считать, а освоить прописи, научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. Буквы не попадают на строчки и валятся в разные стороны? Не спешите обвинять его в неаккуратности. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Существует множество развивающих ее игр. Научите его складывать бумажные кораблики и самолетики, рассыпьте рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу…
Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет.
Проблемы с математикой бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением и письмом. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например с помощью схемы.
Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу.
Но не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Старайтесь показать ребенку пользу от полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.
Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений. Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его, какие бы отметки он ни получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, могут сразу поступать в институт. Что-то сразу может и не получаться. Напомните малышу, как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило.
Было очень трудно, а порой и больно. Также будет и с учебой, надо только побольше тренироваться.
Понаблюдайте за малышом и постарайтесь понять, в чем причина его неудач. Возможно, он просто устает. Практически все дети, а особенно те, кто не ходил в детский сад, с трудом рано встают. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате невыспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий, с трудом высиживает уроки, переутомляется. А вечером «разбор полетов» по поводу несделанного домашнего задания…
РЕЖИМ
Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и шумные игры. Если есть возможность – подышите полчаса перед сном свежим воздухом. Поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легковозбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.
Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него осталось время на «потягушки».
Включите веселую музыку или мультик. Если ребенок не желает завтракать, не настаивайте.
Положите в ранец йогурт и бутерброд, чтобы он смог перекусить на первой перемене. Кстати, вес ранца с тетрадями и учебниками не должен превышать 1,5 кг.
Дабы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило других потрясений. Не планируйте на это время рождение младенца, не меняйте места жительства, не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше.
Лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.
ПРОБНЫЙ ШАР
Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет, вместо того чтобы выполнять задание, – возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей. Ребенок может оказаться психологически, а вовсе не интеллектуально не готов к процессу обучения. В этом случае не стоит мучить себя и малыша.
Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только «пробный шар», а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.
УЧИТЕЛЬ
Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, напротив, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, когда кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа – место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки. Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда.
Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель, вряд ли ему подходит.
Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но чисто формально, абсолютно равнодушно.
Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности, такая учительница ребенку не привьет. В любых школьных конфликтах малыш всегда должен чувствовать, что вы на его стороне.
ДРУЗЬЯ
Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут на первых порах возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться разные дети и ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться. Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню. Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо.
БОЛЬШЕ КУВЫРКАЙТЕСЬ!
Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно. Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он проводил вас до школы и обратно.
Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком.
Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно определить границы возможностей школьника. Занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно.
Большинство родителей стремятся научить будущего ученика главным образом чтению, письму и счету. Но готовность к школе – это не набор знаний, а внимание, память, мышление, воображение и др. Развиваются эти качества в движении, другого пути просто нет. Чем больше ребенок играет, бегает, прыгает и кувыркается, тем легче ему будет учиться в школе.
В школе ребенку потребуется удерживать в памяти большой объем информации, а затем воспроизводить ее. Основа успешной учебы – развитие логического запоминания. В этом тоже помогут игры. Например, попросите ребенка назвать как можно больше предметов в комнате. Или предложите ему найти десять отличий между столом на кухне и в детской. Если тренировать память каждый день понемножку, успехи в школе не заставят себя ждать! Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей с 16 до 18 часов.
Край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2–4 см, ноги – свободно стоять на полу, предплечья – лежать на крышке стола, спина прямая.
Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях – час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.
ВЫБИРАЕМ РАНЕЦ
Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.
Даже если вы не любите ходить по магазинам с ребенком, выбирать багаж для знаний необходимо вместе с ним. В магазине понравившуюся модель обязательно нужно примерить.
Ранец не должен висеть слишком низко и давить на бедра. Теперь разверните ребенка лицом к себе и посмотрите, виднеются ли из-за его спины края портфеля. Школьная сумка не должна быть шире плеч ребенка. А вот выше своего хозяина портфель вполне может быть, но не более чем на 30 см.
Детям можно носить груз, не превышающий 10% собственного веса.
Ранец первоклассника при полной загрузке, т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг. Таким образом, пустой ранец первоклассника должен весить 500–600 граммов, а третьеклассника – максимум 700 граммов.
Убедитесь, что вместилище для учебников имеет прочное днище и жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка. Сквозь мягкий рюкзак в спину будут упираться выступающие края книг, а провисающее днище и мягкая спинка создадут излишнее давление на поясничный отдел позвоночника.
Мягкие спинка и днище могут вызвать гиперлордоз (чрезмерный прогиб позвоночника). Лучше выбирать рюкзаки со специальными ортопедическими спинками. Это плотная ребристая вставка, которая повторяет форму позвоночника ребенка и контролирует осанку. Есть и ранцы со специальными массажными вставками: прослойкой из пупырчатой ткани, которая вшивается во внутренние детали сумки и плотно прилегает к спине школьника. Такая вставка снижает нагрузку на плечи и спину, когда ребенок носит тяжелые учебники в ранце.
Убедитесь, чтобы в выбранном вами ранце было достаточное число кармашков. Необходимый минимум: одно большое – для книг, одно маленькое, для тетрадей, отделение внутри сумки и два-три наружных кармана для ручек, карандашей, ластиков, записок от родителей и денег.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
- Ранец не должен висеть слишком низко и давить на бедра.
- Школьная сумка не должна быть шире плеч ребенка. А вот выше своего хозяина портфель вполне может быть, но не более чем на 30 см.
- Пустой ранец первоклассника должен весить 500–600 граммов, третьеклассника – не более 700 граммов.
- Убедитесь, что ранец имеет прочное днище и жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка. Лучше отдать предпочтение моделям с ортопедической спинкой.
ПОКУПАЕМ УЧЕБНИКИ
По статистике, 43% книжных изданий, реализующихся в России, – школьные учебники. Как выбрать учебник, чтобы он не только соответствовал школьной программе, но при этом еще и был качественным? Прочитайте название учебника, и сверьтесь с тем, которое рекомендовал школьный учитель. Учебники одних и тех же авторов с одинаковым названием, но изданные в разные годы, могут иметь серьезные разночтения. Поэтому, если учитель рекомендовал издание определенного года выпуска, ищите именно его.
Наконец-то нашли нужную книгу? Не спешите оплатить покупку. Возьмите учебник в руки и полистайте. В последние годы поддельные учебники встречаются довольно часто. Узнать, что перед вами некачественное издание, можно по бумаге. Качественный лицензионный учебник не может быть напечатан на папиросной бумаге мелким шрифтом. Детские книги печатаются только на бумаге белого цвета. В книгах для младших школьников бумага должна быть довольно плотной, а шрифт – крупным.
Обратите внимание, чтобы в выбранной книге рисунки, схемы, карты и графики внутри учебников были выполнены четко и качественно, фотографии и репродукции отличались точной цветопередачей.
В книжке встречаются «смазанные» тексты или склеенные страницы? Перед вами подделка.
Вес школьных учебников строго регламентирован. Толстая тяжелая книга для чтения в 1-м классе определенно издана подпольно. Книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов. Для 5–6-х классов учебники чуть тяжелее – 400 граммов. Семиклассники могут таскать в своих портфелях полукилограммовые учебники, а выпускники вполне способны носить книги весом 600 граммов.
Откройте учебник на любой странице и сосчитайте количество слов в самом длинном предложении, которое попадется на глаза. В «Специализированных педагогико-эргономических требованиях к школьному учебнику» Российской академии образования указано, что в учебном пособии в предложениях должно содержаться не более 16 слов.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
- Выбирая пособие, лучше отдавать предпочтение книгам крупных издательств.
- В учебниках для младших классов текст может быть выделен всего тремя красками, в книгах для средней школы допускается только два цвета. Шрифт в книгах для старшеклассников черный.
- Рисунки, схемы, карты и графики внутри качественных учебников выполнены четко, фотографии и репродукции отличаются точной цветопередачей.
- Откройте учебник на любой странице и сосчитайте количество слов в самом длинном предложении, их должно быть не более шестнадцати
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям первоклассника
Памятка родителям первоклассника...
Памятка родителям первоклассников
Светофор и первоклассник Памятка родителям первоклассниковВаш малыш стал совсем взрослым и самостоятельным. Он пошел в школу и очень гордится этим. Но существует опасность, которая чаще д...
Памятка родителям первоклассников
Данная памятка предназначена для родителей первоклассников...
Памятка родителям первоклассников
Примерный план проведения собраний в 1 классе...
Памятка родителям первоклассника
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша личная заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным...
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
Памятка родителям первоклассника. Собираем первоклассника в школу.
Ваш ребёнок собирается в первый класс! Собрать первоклашку в школу - дело не простое!!!.......
- Мне нравится (1)