Трудности обучения письму
консультация (1 класс)

Каширская Ольга Трофимовна

Чрезвычайно велика роль речи в полноценном развитии ребенка. Все психические процессы человека – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. Вовремя проводимые мероприятия по коррекции трудностей обучения дают положительные результаты. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, чтобы учитель и родители работали согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_obucheniya_pismu.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности обучения письму

                                                                       «В практике школьного обучения
                                                                письмо занимает до сих пор слишком
                                                                малое место по сравнению с той огро-
                                                                мной ролью, какую оно играет в про-
                                                                цессе… развития ребенка».
                                                                                            Л.В. Выготский.

     Чрезвычайно велика роль речи в полноценном развитии ребенка. Все психические процессы человека – восприятие, память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Нарушение речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка.
    Причин, вызывающих речевые нарушения, множество: это и органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств, и социально-психологические факторы. Те или иные проблемы с устной и письменной речью имеют около половины детей, обучающихся в массовых школах.
    Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку.
    Сам процесс письма очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела.
    В процессе освоения навыка ребенок должен:
1) усвоить понятие о звуках и соответствующих им буквах,
2) научиться их слышать и различать,
3) уметь записать каждую букву, т.е. освоить разные варианты ее начертаний           (печатных, письменных, прописных, строчных),
4) а параллельно идет формирование орфографических навыков. «Выпадение» любого из этих звеньев затрудняет формирование навыка.
    Условия, необходимые для нормального становления речи:
1. Анатомическая сохранность всех систем мозга, участвующих в формировании речевой функции.
2. Сохранность слухового, зрительного анализаторов и их взаимодействия.
3. Полноценное развитие тонкой моторики рук.
4. Достаточный уровень интеллектуального развития ребенка.
5. Нормальное строение периферического речевого аппарата (языка, неба, прикуса).
6. Достаточное эмоциональное и речевое окружение ребенка.
    Наиболее распространенные речевые трудности детей.
1. Нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков речи, которое называется
дислексия. В основе этого расстройства лежит несовершенство моторного и слухового анализаторов, не позволяющее ребенку овладеть координацией речевых движений. Непроговаривание звуков в устной речи зачастую приводит к тому, что ребенок те же звуки начинает пропускать или искажать в письменной речи.
2.
Дисграфия – специфическое нарушение письма может возникнуть у детей  с «чистой» устной речью. Например, нарушение мелкой моторики часто ведет к тому, что техническая сторона оказывается в центре внимания ребенка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам в письме.
    К особой форме нарушения моторного анализатора с возможным нарушением речевого развития относят и переучивание врожденной леворукости. При переучивании в раннем возрасте часто бывает задержано развитие, в случаях неумелого и насильственного переучивания могут возникнуть и невротические расстройства.
   При обнаружении у ребенка каких-либо трудностей важно не упустить время. Следует не затягивать начало работы по их исправлению и при выраженных нарушениях почерка и закономерных заменах и пропусках букв обратиться за консультацией и уточнением диагноза к специалисту-логопеду.
    На начальном этапе обучения письму ребенку необходим механизм проговаривания звуков. Особенно важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.
    Как помочь ослабленным, часто болеющим детям?
    Прежде всего – щадящий режим и темп работы. При письме они должны обязательно проговаривать то, что пишут. Необходимо давать им возможность работать в более медленном темпе.
    Следует всегда помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. У ребенка может «вдруг» испортится почерк, а этим «вдруг» могут быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.
    Именно поэтому таким детям запрещены многочасовые переписывания домашних заданий. Чем больше работает такой ребенок, тем хуже результат. Непрерывная работа в таком случае не должна превышать 15 минут. Затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться и потом снова продолжить работу, общая продолжительность которой все равно не должна быть более 50 минут.
    Коррекция – это всегда очень длительный и кропотливый процесс, не дающий быстрых результатов.
    Поэтому не следует отчаиваться при отсутствии явных результатов через короткое время.
    Давайте будем внимательными, терпеливыми к нашим детям. Тогда мы обязательно справимся со всеми трудностями.
   

Использованная литература:

М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
Е.О. Яременко, Е.К. Лобачева. Родительские собрания: внеклассная работа: 1-4 классы. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...