«Почему ребёнок лжёт?». ( родительское собрание) 3класс
методическая разработка (3 класс)
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно. В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, сто не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12pochemu_rebenok_lzhet.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6
г. Сергиев Посад»
«Почему ребёнок лжёт?».
( родительское собрание)
3класс
Подготовил: учитель
высшей квалификационной
категории
Степанова Е.А.
Тема: «Почему ребёнок лжёт?»
Цель: Познакомить родителей с источниками проявления детской лжи и выявить основные причины детской лжи.
Задачи:
- Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме детской лжи.
- Найти способы выявления детской лжи.
- Найти причины предотвратить обман.
II . Мини – информация
- Детская ложь.
- Виды и мотивы детской лжи.
Детская ложь
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно. В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, сто не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра. Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различают плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок - слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи. Это вторая ступень лживости.
Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах. Это третья ступень лживости. И высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.
Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Ложь по-серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Виды и мотивы детской лжи
Существует много видов лжи, как, впрочем, и правды. Давайте попробуем с разных точек зрения оценить различия между видами лжи. Рассмотрим те способы, к которым прибегает ребенок, чтобы солгать. Исследуем мотивы, которыми он руководствуется предпочитая пойти на обман:
- Умолчание (сокрытие правды – форма лжи). Любой человек, ребенок ли, взрослый ли, предпочитает скрыть правду, нежели произнести ложь. Само умолчание представляется меньшим грехом. Произнести ложь – пойти на шаг дальше умолчания. В случае умолчания обманщик может считать, что он собирался покаяться и не стал бы лгать в ответ на прямой вопрос.
- Оправданная ложь (направленная на защиту других людей от ущерба, позора, стыда). Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно. Многие родители одобряют и менее серьезные случаи лжи, когда обман полезен обманутому.
- Жульничество. Некоторые дети считают, что само жульничество не есть ложь, но если ты отрицаешь жульничество – тогда ты лжешь.
: Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью, слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду..
Среди причин детской лжи можно выделить:
- Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые.
- Вторая причина детской лжи – это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
- Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими :
- стремление избежать наказания – главная причина лжи, и распространенный мотив лжи и у взрослых;
- избегание стыда (страх унижения); У него есть проблемы, требующие решения;
- Избегает стрессовых ситуаций;
- Берет пример с окружающих его взрослых и детей.
- донос (мотивом доноса обычно служит злоба);
- ложь, с целью защиты товарищей;
- хвастовство и преувеличение (мотив повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным);
- стремление оградить свою личную жизнь от чужого вмешательства;
- стремление бросить вызов чужой власти (удачная ложь, когда родители подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы).
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволилим усвоить, что ложь выгодна.
Если ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога.
Причины лжи нашего класса( приложеие).
111. Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи.
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:
- Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
- У него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
- Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
- Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней;
- Если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачен:
а) слова: иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не просто ошибкой речи. Это обусловливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжет у него часто, в построенных фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова,… например: «Ну … ну я это…м-мне мне…нравится т-твоя новая стрижка!»;
б) голос: частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придется лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека;
в) пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подергивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, чешут быстро и целеустремленно, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется;
г) мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущенное. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребенка, разоблачив его тем самым. Но все эти факторы, выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием.
Ложь также можно распознать по набору верных признаков.
Лжецов выдают:
- многословие, отсутствие четких формулировок;
- паузы перед ответами;
- громкость голоса;
- внутреннее напряжение;
- хаотичное движение;
расширенные зрачки.
- неестественная мимика;
румянец или бледность;
Как предотвратить обман?
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
- Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду;
- Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;
- Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно;
- Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана;
- Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководствуются в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если он сказал правду вместо лжи;
- Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок;
- Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью;
- Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане;
- Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью;
- Постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».
1.Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.
2.Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
3.Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
4.Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: "Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.
Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями - не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
5.Не устраивайте допросов, "выбивая" из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
6.Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: "Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?" Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.
В конце зачитываем отрывок из книги Пола Экмана «Почему дети лгут?»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Смиритесь. Дети будут лгать вам, пока смерть не разлучит вас. Избежать этого невозможно. Вас обманывали раньше, и будут обманывать в будущем. Родители ничего не могут с этим поделать. Когда возникают отношения зависимости по типу «старший — младший», лжи не избежать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал лгать раз и навсегда, ничем не могу вам помочь. Если же вы хотите попытаться не поощрять ребенка ко лжи, читайте дальше.
Боюсь, что не могу предложить магической формулы, которая враз сделала бы детей честными. По большей части это вообще невозможно: всегда могут возникнуть такие обстоятельства, когда обмана не избежать. Но если вы постараетесь организовать свою жизнь так, чтобы у ребенка было меньше побуждений ко лжи, вы сможете добиться от него большей искренности.
По-моему, на так называемую белую ложь вообще не следует обращать внимания. Что касается любого другого вида лжи, когда ребенок обманывает не вас, а кого-то еще, то вам удержать его от этого довольно трудно. Часто вы об этом даже не узнаете. Единственное, что, по моему мнению, может способствовать честности ребенка вне дома, вы, вероятно, именно к этому и прибегаете: беседы с вашим отпрыском о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не скажу точно, чему именно вам следует учить детей, но ясно одно (хотя дети этого терпеть не могут): «повторение — мать учения». Ребенку с малых лет следует внушать ваше неприятие лжи, если вы хотите, чтобы он рос честным. Постоянно повторяющиеся нравственные наставления имеют определенный эффект.
В отличие от прочих видов лжи та ложь, которая произносится дома, находится в сфере вашего контроля. Хотя и ее можно отчасти предотвратить нравоучениями, у вас в запасе остаются такие надежные средства, как расспросы и наказания.
Расспрашивать ребенка надо спокойно, ни в коем случае не рассерженно. Иногда он не говорит вам правды, потому что вы в плохом настроении, и он просто боится. Хотя и до, и после расспросов он готов признаться, но в тот самый момент боязнь удерживает его от этого. Надежный способ выяснить правду — по-хорошему договориться. Если обещать ребенку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Еще я думаю, что начинать расспросы надо с незначительных мелочей, чтобы не вынуждать ребенка сразу по крупному лгать только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Если вы заподозрили, что ваш ребенок отведал спиртного, не набрасывайтесь на него с вопросом: «Ты выпил?» Начните иначе: «Где ты был?», «Что ты делал?» Если спрашивать спокойно и естественно, то у ребенка не возникнет необходимости сразу оправдываться.
Можно попытаться наказать ребенка за ложь, заставив его 50—150 раз написать одну и ту же фразу: Я не буду больше обманывать родителей. Я не буду больше обманывать родителей. Я не буду больше обманывать родителей... Это имеет иногда сильный эффект, потому что многие дети терпеть не могут такое переписывание. Потом, когда он станет старше и располагает кое-какими собственными средствами, родители могут его штрафовать или заставлять безвозмездно выполнять какую-то работу. Поверьте, все эти меры наказания действуют довольно эффективно. Используя в разумной пропорции нравоучения, расспросы и наказания, вы едва ли сведете на нет детскую ложь, но добьетесь того, что ребенок будет лгать реже и не так серьезно.
1V. Подведение итогов родительского собрания.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Приучить ребенка к правде — вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если Вы чувствуете, что правда и ваш ребенок — это антонимы, то обращайтесь за помощью к специалисту.
Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
-Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее. Все печатные материалы оставьте себе. Было бы хорошо, если все они найдут свое место в отдельной папке и Вы сможете обращаться к ним по мере необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание 3класс
Выступление учителя по вопросу свободного времени детей.Анкеты.Решение собрания...
«Семейное чтение». ( родительское собрание) 3класс
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо ...
«Тяжело в ученье? Выход есть!». ( родительское собрание) 3класс
Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию...
«Почему ребёнок лжёт?». ( родительское собрание) 3класс
Ложь по-серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает ...
«Неразлучные друзья – родители и дети». ( родительское собрание) 3класс
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной...
«Семейное чтение». ( родительское собрание) 3класс
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо ...
«Тяжело в ученье? Выход есть!». ( родительское собрание) 3класс
laquo;Тяжело в ученье? Выход есть!».( родительское собрание)3класс...