Родительское собрание на тему: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», 3 класс.
план-конспект занятия (3 класс)
Тема собрания: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»
Цель классного часа: формирование у родителей значения взаимосвязи семейных традиций и воспитание трудолюбия у ребёнка
Задачи классного часа:
- Познакомить родителей с результатами анкетирования
- Рассмотреть семейные ситуаций и на их основе провести взаимосвязь традиций и трудолюбия
- Дать рекомендации родителям по формированию у детей трудолюбия с помощью семейных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_3_klass.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»
Цель классного часа: формирование у родителей значения взаимосвязи семейных традиций и воспитание трудолюбия у ребёнка
Задачи классного часа:
- Познакомить родителей с результатами анкетирования
- Рассмотреть семейные ситуаций и на их основе провести взаимосвязь традиций и трудолюбия
- Дать рекомендации родителям по формированию у детей трудолюбия с помощью семейных традиций
Используемые интегративные технологии: «Ролевая игра», «Круг ответственности».
Диагностическое целеполагание.
Поговорив с учителем об обстановке в классе и узнав какие семьи у учащихся, я решила предложить родительское собрание на тему «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться».
Большая часть детей живут в многодетных семьях, где каждому ребёнку уделяется не так много времени. Из этого могу вытекать последствия, такие как агрессия, неуважение старших и т.д. Так же проблема класса касается учебной деятельности, у половины детей сложно создать интерес к новой теме.
Чтобы подчеркнуть актуальность выбранной темы родительского собрания, мы провели анкетирование родителей и детей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте на вопросы анкетирования, оно обязательно для собрания.
- Любит ли ваш ребенок трудиться?
- Что он любит делать по дому?
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребенок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
- Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Провели анкетирование детей, где были следующие вопросы:
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе больше нравится из домашних дел?
- Что тебе не нравится делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это сделать?
- Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь домашние дела – это трудная работа?
- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
Полученные ответы родителей и детей подтвердили актуальность выбранной темы.
Ход родительского собрания
Начало собрания проводила Оксана Александровна.
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия. К.Д.Ушинский
- Этап. Открытие темы собрания (Постановка проблемы)
(Столы расставлены для 3 групп, родители разбиваются на группы).
Учитель: Уважаемые родители, здравствуйте. Сегодня на собрании будет присутствовать Учитель-практикантка Педагогического Института Иркутского Государственного Университета. Как многие знают, Анна месяц работает в нашем классе. Она уже знает всех ребят, вела у нас уроки, принимает активное участие в жизни класса. Сегодня она поможет мне проводить родительское собрание.
Начнём мы с определения темы собрания, она очень значимая, на мой взгляд. А чтобы определить тему, я прочитаю вам ситуации в семье. Проблема в этой семье и станет нашей темой обсуждения.
1 ситуация - «Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.»
2 ситуация – «В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой все выполняет за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.»
Какая проблема в этих ситуациях?
Родители: проблема труда и воспитания детей
- Этап. Подтверждение актуальности темы
Учитель: Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая своего ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на одиночество и страдание, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Учитель: Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Результаты вы видите на слайде:
- Многие ответили, что ребёнок любит трудиться
- Половина ответили, что ребёнок самостоятельно выполняет поручения по дому
- Больше половины ответило, что поощряет ребёнка выполнение домашней работы
- Так же большинство ответили, что контролируют выполнение домашней работы
- Многие ответили, что интересуются трудовой деятельностью ребёнка в классе и школе
Результаты опроса детей:
- Половина детей выполняют домашнюю работу без удовольствия, мотивированы поощрением
- Большинству детей из домашних дел нравится мыть посуду или поливать цветы
- Не нравится работа требующая несколько часов работы
- Многих хвалят за выполненную работу
- У немногих бывает так, что хотят помочь взрослым, но они не разрешают
- Немногие выполняют работу с родителями
- Этап. Работа над проблемой. (Выдвижение идей в ходе ролевой игры)
Учитель: Я считаю, что эта проблема имеет быть в любом классе. Давайте разберём её сегодня.
(На слайде появляется название проблемы «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться») Уважаемые родители, вы уже разбиты на 3 группы, предлагаю вам порассуждать на эту тему и выявить возможные пути решения, чем больше их будет, тем лучше. Технология по которой мы будем работать называется «Мозговой штурм». На эту работу вам 5 минут.
Родители: работают в группах, предлагают идеи решения проблем.
Учитель: Время вышло, озвучьте ваши записи.
Родители: Введение в семью традиций, делающий упор на совместный труд; создавать положительное отношение ребёнка к труду.
Учитель: Многие решения были правильными. Но чтобы разобраться, что же именно необходимо делать, я предлагаю вам окунуться в мир детства. Следующий этап мы проведём в виде ролевой игры. Вам будут розданы 2 ситуации и по желанию обыграйте их.
Родители: выходят 2 пары и обыгрывают ситуации.
- «Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка (11 лет) очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить её за каждый час проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку.»
- «Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка.»
Учитель: Уважаемые родители, всем здравствуйте ещё раз! Давайте разберём ситуации. В первой ситуации существует ли проблема? Кто виноват?
Родители: Проблема в том, что родители благодарят девочку деньгами. Поощрение в виде денег не допустимо. (Родители могут разбиться на 2 противоположных мнения, сказать о том, что проблем вовсе нету. Пусть девочка привыкает, что труд оплачивается).
Учитель: Если ребёнку постоянно оплачивать его труд, то к чему может привести такие поощрения? Поразмышляйте.
Родители: Ребёнок начнёт спрашивать, что ему за дело будет. Может дойти до того, что если ребёнку не понравится награда, то он не будет выполнять желаемое.
Учитель: Вы правы. Ребёнок будет мотивирован только поощрением, причём возможно, что желания у ребёнка будут расти. А такого ли ребёнка мы хотим воспитать? Безусловно, когда дети вырастут, они будут нацелены на свой заработок, будут искать предложения, где им больше заплатят. Но мы с вами должны вложить в ребёнка именно желание помогать другим безвозмездно, мы должны воспитывать в ребёнке трудолюбие не ценностью поощрения.
Теперь разберём 2 ситуацию. Существует ли там проблема?
Родители: (Могут возникнуть противоречивые мнения.) В семье правильно поступают, что дают домашние поручения с такого возраста. Эти поручения совсем несложные.
Ребёнка в таком возрасте нельзя заставлять ничего делать, мало ли что с ним может случится!
Учитель: Давайте разбираться. Ребёнка нужно приучать к домашним делам, конечно, сразу в пятилетнем возрасте мы не можем доверить чистить картошку. Но почему бы не дать такое поручение как выбросить мусор? Поручения обязательно нужно делать сначала совместно. В данном случае, пусть ребёнок вмести с вами пару раз сделает это дело. А дальше он сможет самостоятельно выполнять такие поручения. Далее поручения усложняются и усложняются.
Поверьте, вы поручениями не лишаете ребёнка детства, это можно делать в ходе игры. Вы подпитываете у ребёнка трудолюбие, желание трудиться и помогать другим.
Учитель: Так же мне хотелось бы отметить, если мы воспитываем что-то у ребёнка, то должны сами быть трудолюбивыми. Так, например, если мама трудиться и делает все по дому, а отец приходит с работы и никак не помогает жене, то ребёнок будет брать пример только с матери. Получается нечестно, правда? Тот же пример можно привести с курением, точнее о его вреде. Когда родители говорят как он вреден и сами курят…
- Этап. Работа над проблемой – поиск путей решения
Учитель: Мы выделили проблему. Предлагаю вам с ней поработать, найти пути решения. Вы работаете в группах как сидите. Работать с помощью одного из видов экспресс-мониторинга «Круг ответственности». Для проведения упражнения вам на группы раздадим ватман с нарисованным кругом. Давайте подумаем отчего зависит воспитание трудолюбия в ребёнке? Как трудолюбие может быть связано с семейными традициями?
Представьте, что круг – это ребёнок, который любит трудиться и его трудолюбие воспитали родители с помощью семейных ценностей.
Вы должны разделить круг на доли, получится круговая диаграмма. И в каждой доли, посовещавшись в группе, напишите, от чего зависит воспитание такого ребёнка. Напишет в долях, что именно помогло ему стать таким трудолюбивым. Запишите ходы, которые делали родители.
Родители: Выступают по группам, рассказывают, что они записали в кругу, отчего зависит трудолюбие ребёнка.
Учитель: Посмотрите, вы дали ответы на наши возникшие вопросы сегодня. Вы написали то, как должен вести себя родитель.
- Этап. Подведение итогов собрания
Учитель: На классном часе мы мало говорили об традициях и как же именно традиции могут воспитать в ребёнка трудолюбие.
Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.
Почему бы не завести традицию печь пироги на выходные? Поверьте, когда ребенок вырастет, он не забудет их вкус и запах. И всегда будет мысленно возвращаться за круглый стол, накрытый ванильной скатертью, за которым папа непременно сидел возле чайника. Будет возвращаться, чтобы отогреться и зарядиться силами. А заведите-ка традицию любой вопрос (кроме откровенно взрослых и скандальных вопросов, конечно) решать на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда спустя годы они будут звонить вам и навещать вас уже хотя бы потому, чтобы обсудить с вами последние события в своей жизни.
Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – это очень хорошая традиция!
Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить.
И уже если вы решили завести новую традицию в семье, то учтите, что:
• традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
• традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
• традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
• традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говорится;
• формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.
Берегите семейные традиции. Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста.
Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Учитель: Я вам раздам памятки, к которым вы будете обращаться.
Советы родителям:
|
Задумайтесь…
|
Спасибо вам за работу, если есть какие-то вопросы по теме собрания можете их задавать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...
«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»
«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»....
Родительское собрание по теме: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»
Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей - это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые...
Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"
Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть с...
Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»
Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....
Сценарий родительского собрания "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"
Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться» Задачи: - Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье....
Доклад на тему: «Влияние семейных традиций на формирование личности ребёнка»
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех обще...