Игры на развитие ЗКР
консультация

Труфанова Ольга Михайловна

Материал содержит рекомендации для родителей по формированию у детей звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_zkr.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие звуковой культуры речи
     

Игра «Придумай слово»

      Цель – развитие фонематического слуха, умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д.

Например, «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». Дети придумывают нужное слово.

Игра «Строим дорожку»

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове.

Игра «Ловушка»

Цель – развитие умения слышать в слове определённый звук.

Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог»

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Педагог «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово. Например, ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Педагог говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик»

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. 

       Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игра «Назови слова»

Цель: учить детей называть слова с заданным звуком.

Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Игра «Какое слово потерялось? »

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Педагог читает стихотворение:

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко»

Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось».

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко).

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) и т. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Игра «В кругу с мячом»

Цель: развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Педагог называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Игра «Назови слова со звуком [с'] и [с]»

Цель: продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета.

Игра «Самолет»

Цель: продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (раздает детям картинки). Взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме» А. Барто

Игра «Чей домик»

Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах, развивать фонематический слух детей.

Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з'], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...