Родительское собрание Садимся за уроки
статья (1 класс)
Цель :
Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sadimsya_za_uroki.docx | 27.02 КБ |
sadimsya_za_uroki.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Садимся за уроки
Цель :
Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Ход собрания:
- Вступительное слово.
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»
«Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.
Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. Они ходят в бассейн, посещают уроки английского и занимаются музыкой. У них есть свои запланированные дела и встречи, и они не хотят, чтобы родители отнимали у них драгоценное время. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.
Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.
Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.
Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. В книге «Что работает: Исследование о преподавании и обучении» утверждается, что «родители – это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». Авторы книги объясняют, что у родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?
Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
- Игра «Разброс мнений»
У нашего ребенка есть специальное место, где он …
- - Самостоятельно справляется с …
- - Готовит с трудом…
- - Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий.
Эта помощь заключается в …
- - Когда ребенок учит уроки, мы …
- - Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …
- Советы родителям.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.
Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
- Педагогическая ситуация.
Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3 – 4 часа.
Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.
Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:
- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.
Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.
Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Памятка «Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Убери со стола все лишнее.
- Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…
Памятка
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
- Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
- Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
- Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.
- Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
- Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
- Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Back to school « Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» ( Легуве ) « Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание » (Лесгафт)
У нашего ребёнка есть специальное место, где он… Мы оказываем помощь в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается … Если ребёнок выполнил домашнее задание небрежно, то мы …
У маленького школьника должна быть выработана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься и заниматься добросовестно.
Домашнее задание всегда задается по пройденной теме. На уроке объясняется и обговаривается правило выполнения домашнее задания.
возраст класс продолжительность 6 лет 1 до 1 часа 7 лет 2 до 1,5 часов 8 – 10 лет 3 - 4 до 2 часов На выполнение домашнего задания отводится определённое количество времени.
Не маловажную роль в жизни ребёнка и в его успешном обучении играет и режим дня. возраст ночной сон дневной сон 6 лет (1кл) 10 – 11 часов 1,5 -2 часа 7 – 9 лет (2 - 3) 10 – 11 часов 1,5 часа во 2 кл . 10 лет (4 кл ) 10, 5 часов -
Для учащихся начальной школы необходимы прогулки на свежем воздухе, перед приготовлением домашнего задания.
Почему выполнение домашних заданий бывает не эффективным . Недостаточная информация о том, как выполнять домашнее задание. Недостаточное умение читать и понимать текст. Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками. Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам. Отсутствие мотивации. Неправильная помощь родителей при выполнении домашнего задания.
Правила организации помощи. Выполняйте домашние задания вместе с ним, а не вместо него. Выполняйте с ребенком только то, что задано на дом. Работайте спокойно, без упреков и порицаний. Никогда не начинайте с трудных заданий. Усложняйте задания постепенно.
5 . Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. 6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно. 7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной. Она должна быть систематической .
Очень важна Ваша поддержка!
Может дать кратковременный эффект. У детей вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений.
Запаситесь терпением. Отправляйтесь в непростое путешествие из пункта « Не могу, не знаю, не умею» в пункт « Могу, знаю и умею!». Главная роль принадлежит не Вам – Вы только сопровождаете маленького путешественника.
Для того, чтобы помочь ребенку- нужно понять , чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если для нас важно получить «5» , то мы явно не правы. Цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному правилу… Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь вместе, ведь положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.
Рекомендации родителям. Твердо установленное время начала занятий. Постоянное место для занятий. Важно – начинать работу немедленно. Наличие перерывов в работе. Нельзя, чтобы не было других обязанностей. Приучение к режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.
Спасибо за сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Садимся за уроки.
Определяем основные затруднения и пути оптимизации выполнения домашних заданий. Обмен опытом между семьями. Рекомендации родителям....
Родительское собрание. Садимся за уроки. 2 класс
Здесь представлен материал в виде презентации для родительского собрания. Цель данного собрания: помочь родителям при выполнении детьми домашнего задания. Игры-практикумы, советы, рекомендации....
Родительское собрание "Садимся за уроки"
Здесь даны рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение самостоятельно работать дома с учебным материалом....
Родительское собрание"Садимся за уроки"
Сценарий родительского собрания "садимся за уроки".Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтро...
Родительское собрание "Садимся за уроки"
Помочь родителям организовать ребёнка для выполнения домашнего задания...
Родительское собрание "Садимся за уроки"
Родительское собрание...
Родительское собрание "Садимся за уроки!"
выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно....