Родительское собрание "Садимся за уроки"
материал (2 класс) по теме

Здесь даны рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение самостоятельно работать дома с учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Родительское собрание «Садимся за уроки»

2 класс           Составила: Земскова С. Н.

Цели:

  1. выявить представление родителей об организации учеб ной работы детей дома;
  2. дать рекомендации родителям о том, как формиро вать у детей навыки самоконтроля, умение работать само стоятельно.

Участники: родители учащихся 2-го класса (программа 1—4), классный руководитель.

Подготовка.

I.        Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.

II.        Проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет:

Анкета № 1

«Твой выходной день»

  1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
  2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выход ных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни
  3. В котором часу ты обычно в выходной день ложишься спать?

Анкета № 2

1   Кто помогает тебе готовить уроки дома?

  1. В чем заключается эта помощь?
  2. О чем спрашивают тебя родители; когда ты приходишь из школы?

4.  Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, свои занятия. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

III. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит альбомные листы с зада ниями для микрогрупп.

IV.        Учащиеся на уроках труда изготавливают «книжечки» участников собрания (альбомный лист, сложенный попо лам, с вопросительным знаком на обложке). Сюда родители записывают вопросы классному руководителю или админи страции школы, которые возникли у них до родительского собрания или в ходе его проведения.

V.        На заседании родительского комитета обсуждается за мысел собрания, предлагаемый классным руководителем, и составляется проект решения родительского собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)        выставка книг для родителей;

б)        оборудованные места для работы трех-четырех микро групп и рабочей группы;

в)        «книжечки» участников собрания;

г)        памятки родителям: «Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Как при учить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»;

д)        альбомные листы с заданиями для каждой микро  группы;

е)        написанный на классной доске и прикрытый к началу родительского собрания листами ватмана примерный режим выходного дня младшего школьника:

7.00—7.30    Подъем, утренняя гимнастика, туалет, водные проце дуры, уборка постели. 7.30—9.30    Привели в порядок прическу, одежду, сели завтра кать.  Трудовые дела вместе со взрослыми: мытье посуды, уборка кухни.

Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка, рисование, чтение. 9.30—12.30 «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» (катание на лыжах с родителями, игры в мяч, бег).

12.30—13.15 Подготовка к обеду, обед.

13.15—15.00 Дневной сон или спокойные игры, чтение книг.

15.00—15.15 Закаливающие процедуры.

15.15—16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьем чай.

16.30-18.30 Прогулка. Наблюдение за окружающим миром, за изменени ями в природе.

18.30—20.30 Приготовление к ужину, ужин. Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.

20.30—21.00 Подготовка ко сну

Ход проведения.

I.        Классный руководитель встречает родителей. Они зани мают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.

II.        Председатель родительского комитета открывает со брание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать воз никающие по ходу собрания вопросы.

  1. Избирается из участников собрания рабочая группа.
  2. Предоставляется слово для сообщения классному ру ководителю. В выступлении используются материалы из книги «Мир детства: Младший школьник».

Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заме тим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно по мочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приго товления уроков, ас другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию по играть или погулять, сформировать умение быстро вклю читься в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем тем пе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или ка кие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Директор одной школы услышал такой разговор на ро дительском собрании: «Мой Петя сидит за уроками 3—4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса».

Но ведь в 3-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, дирек тор понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, рабо тает... Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в днев нике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по матема тике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут...

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик уг лубился в работу... Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика.

На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним час ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

  1. дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пил воду;
  2. один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
  3. дважды, отрываясь от работы, прислушивался к раз говору взрослых в соседней комнате;
  4. один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради...

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затра ченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с тол ком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за при готовлением домашних заданий больше времени, чем поло жено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»?

Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребенка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достиже ния педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по за данию. Если идет военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Полезно для ребенка выполнять какое- то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает; можно вмес те прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребенок.

Можно выработать у ребенка привычку быстро переклю чаться с одного дела на другое Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позво лять ребенку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотен ца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без до полнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признава лись, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у ко торых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической рабо те начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

V.         Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает аль бомный лист с заданием составить примерный режим дня младшего школьника в выходной день. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима выходного дня, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. В то время, когда рабочая группа анализирует результаты дея тельности родительских микрогрупп, классный руководи тель открывает написанный на доске режим дня, который составлен на основе изучения психолого-педагогической литературы и многолетних наблюдений учителя и комментирует его. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания. Классный руководитель зачитывает то, что написали дети о проведении своих вы ходных дней при заполнении анкеты «Твой выходной день».

VI. Сообщение классного руководителя: Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается -за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекая от занятий.

Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?

Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само со бой приходит рабочее настроение, возникает желание при ступить к работе

Помогите своей дочери или сыну строго выполнять так правило: до начала занятий со стола должно быть убран все, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учеб ники, тетради, дневник — справа. Все, что уже не понадо бится, тут же укладывать в портфель или в другое опреде ленное место.

Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пункта ми памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения ка ких заданий необходимо начинать: с устных или письмен ных, с трудных или легких, с интересных или скучных?

Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудно сти выполняемой работы и путем сравнения сложности за даний, выполненных ранее и выполняемых сегодня, поста раться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изу чаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым — трудное или легкое.

С самого начала ребенок должен осознавать, что в приго товлении уроков может и должна быть своя внутренняя ло гика, связанная с содержанием материале  Бывает, что дети

делают так: старательно выполняют письменные упражне ния, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.

Когда у ребенка накопится собственный опыт выполне ния домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособнос ти. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньше го умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умствен ной работы. (В сообщении учителя использованы материалы книги «Мир детства: Младший школьник»,)

VII.        Работа в микрогруппах. На этом этапе каждая микро группа получает лист с вопросом: как вы помогаете своему ребенку учиться? Родители обсуждают его и передают лист с ответом рабочей группе. Пока рабочая группа обрабатыва ет полученные материалы, учитель знакомит родителей с ответами детей на вопросы анкеты № 2, а затем раздает подготовленные к собранию памятки. Рабочая группа ин  формирует о выполнении второго задания родительскими микрогруппами.

VIII.        Краткое выступление классного руководителя: Нужно ли сидеть около ребенка, когда он учит уроки? Как помочь ребенку научиться грамотно писать? Что делать, если ваш ребенок не любит читать? Обо всем этом поговорим на следующем собрании А сейчас предлагаю вам поразмышлять над одной сложной педагогической ситуацией.

«Садимся за уроки»

1.        Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.        Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.        Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работа
ешь, должно быть тихо.

  1. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загряз ненный лист бумаги.
  2. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  3. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике;
  4. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  5. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  6. Убери со стола все лишнее.

10.        Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. От крой учебник...

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите пс ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «но восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, — и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Пер вое происшествие — про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочи танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точ ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколь ко раз не перечитывайте. Это скучно.

По языку обращайте внимание на выполнение упраж нения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполне нии ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сер дитесь на своего ребенка и не злите его.

Природоведение — не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки и подби райте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодится в пятом классе.

Если не успели приучить к самостоятельности во втором классе, ваш шанс — третий. Делайте все, как во втором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;  формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...

Родительское собрание. "Домашние уроки. Как помочь ребёнку хорошо учиться" (2класс)

Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Родительское собрание - практикум "Урок родительства"

Цель Данного родительского собрания - привлечь внимание родителей к умению проявлять свою любовь к детям.Задачи:знакомство родителей со способами выражения любви к ребёнку;формирование мотивации...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

1. Памятка для родителей2. Схема проведения родительского собрания...