Особенности и условия формирования правовой культуры у младших школьников
статья
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_po_pravovomu_vospitaniyu_1.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и условия формирования правовой культуры у младших школьников
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти (Плутарх – древнегреческий философ, библиограф и моралист)
«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим миру». (Федерико Майор Сарагоса -испанский учёный, политик, гос. Деятель. Генеральный директор ЮНЕСКО в 1987-1999гг).
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать.Чем раньше ребенок познакомится с правовыми аспектами государства, тем больше шансов на то, что из него вырастет достойный человек, уважающий права других людей и знающий свои.
В условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в различных ситуации и принимать верные решения. Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога. Юридические термины сложны для восприятия, поэтому важно грамотно адаптировать тексты правовых первоисточников для учеников начальных классов. Кроме того, правовое воспитание младших школьников не является самостоятельной дисциплиной, оно органично вливается в процесс нравственного воспитания детей и приобретения ими норм поведения в обществе. Информация о правовой культуре подается в игровой форме, легкой для усвоения, и строится на примерах из обычной жизни. В качестве методов воспитания правовой культуры педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой или родителей ребенка). Знакомство с правовыми нормами может проходить непосредственно на уроках или во время внешкольных занятий.
Основные правовые знания наши ребята начальных классов получают на уроках окружающего мира, элементы права также могут лаконично вплетаться педагогом в канву любых уроков: литературного чтения, русского языка, музыки или иностранного языка, технологии, уроков внеклассного чтения. Прекрасным средством правового воспитания и обучения правам человека является художественная литература: в круг чтения на нравственно-правовые темы наши учителя начальной школы включают разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки («Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Усачев «Приключения маленького человечка», Н. Носов «Огурцы» и др.), п ословицы и поговорки (Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Вся семья вместе, так и душа на месте. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать) и другие.
В каждой школе есть библиотека, в которой должен быть оформлен уголок правовых знаний школьника. В этом уголке должны быть собраны все издания, которые могут быть полезны для усвоения правовых норм. А библиотекари могут проводить обзоры и викторины, посвященные правовой тематике. Такое правовое воспитание в библиотеке позволит расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права.
Педагоги начальной школы проводят классные часы по правовому воспитанию и посвящают их не только и не столько разъяснению правовых норм, а разбирают на конкретных примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение».
Большое значение в формировании правовой культуры младших школьников занимает внеурочная деятельность. Курсы занятий : Дорогой добра. Азбука нравственного воспитания.
Я – гражданин России ( с 1 по 4 кл.)
Начинаем занятия в 1 классе с выяснения вопросов :
Кто я? Какой я? ( ребёнок называет свои ФИО, говорим об индивидуальности каждого человека, о сходствах и различиях между людьми, я и мои друзья, игровые занятия «Давай помиримся», мои права и обязанности. Правда и ложь. Тяжесть обмана.)
Далее переходим к следующеим блокам –
Моя семья ( Здесь мы ведём разговор о доме и семье, о родителях и детях. Право и ответственность, семейные традиции и праздники, семейный уклад. Профессии моих родителей.)
Моя школа Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, учителя и воспитатели знакомят учащихся с правилами и традициями, которые живут в школе. Для этого мы не только рассказываем о них, но и показываем их в действии. С этой целью с первоклассниками проводим экскурсия по школе, в ходе которой они знакомятся не только с учебными кабинетами, со школьным двором, спортивной площадкой, но и с людьми, которые там работают. В ходе такой экскурсии объясняем ребятам, как ученик может поступить, если у него возникают трудности учебной жизни, т.е. знакомит с правилами поведения в школе, в библиотеке, в столовой, в спортивном зале, на спортивной площадке и т.д.
Я – ученик. Новичок в классе. Дружеская атмосфера и доброжелательность. Конфликт. Примирение. После уроков (досуг, свободное время).
Мой город Прогулки по Санкт-Петербургу (достопримечательности и правила поведения.
Моя страна Обычаи и традиции народов России. Работа с Этнокалендарём.
Человек . Человеческое достоинство. Равенство людей в обязанностях , правах и свободах. Человек как часть природы. Нравственные ценности. Человек как личность. Человек и общество. Человек среди людей. Когда я стану взрослым. Ответственность за свои поступки.
Формы занятий, которые используют учителя начальных классов нашей школы:
1.Чтение материалов периодической печати с комментированием и обсуждением.
2.Этические и правовые беседы. Частое проведение бесед, содержащих нравоучения, утомляет детей, делает их непривлекательными, создает тягостную обстановку принужденности.
3.Составление словаря вежливого человека.
4.Демонстрация практических действий по выполнению правил.
5.Инсценирование правомерного (неправомерного) поведения.
6.Приглашение работников разных ведомств.
7.Устный журнал.
8.Конкурсы, викторины, игровые программы на знание правил.
9.Практикумы и тренинги по правовому поведению.
10.Просматривание тематических программ, мультфильмов, художественных фильмов и их обсуждение.
11.Тематические выставки.
12.Выпуск тематических номеров стенгазет, бюллетений, листовок.
13.Игры-драматизации, ролевые и деловые игры, дидактические игры.
14.Составление полезных памяток.
15.Выпуск энциклопедии полезных советов.
16.Заочное посещение места происшествия.
17.Агенство полезных советов.
18.Публичная лекция.
19.Выставка предупреждающих знаков.
20.Разбор факта нарушения.
21.Практические задачи по определению ущерба, нанесенного нарушителями порядка.
22.Суд над вредными привычками.
Главное назначение этого блока занятий – оказать помощь в подготовке взрослеющего человека к самостоятельной жизни, но сделать это с минимумом назидательности.
В формировании правовой культуры младших школьников большую роль играет и взаимодействие семьи и школы. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Учителя нашей школы активно привлекают родителей к участию в жизни школы, согласовывают действия в воспитании ребенка, предоставляют квалифицированную помощь и поддержку в сложных педагогических и жизненных ситуациях. В процессе сотрудничества с родителями используются следующие формы работы: тематические родительские собрания: "Семья - составляющая общества", "Ребенок в семье", "Обязанности ребенка в семье". "О культуре поведения", "О предотвращении насилия", "Отношения с одноклассниками", "О предотвращении жестокости в семье". Родительские тренинги, часы откровений, индивидуальные консультации. Воспитание ребенка в семье и школе - это единый и неразрывный процесс, поэтому учителя и родители стараемся объединять свои возможности и усилия на благо подрастающего поколения.
А теперь мне хотелось бы рассказать о некоторых сетевых проектах нашей школы. Все обучающиеся с 1 по 11 класс и учителя объединились общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Как известно, проектный продукт невозможно или очень трудно создать “в одиночку. Широкая вовлеченность участников создает дополнительный фактор достижения целей проекта. Этот проект получил название «Колесо истории. Книга памяти. Чтобы помнили». Он посвящён героическому прошлому нашей страны – Великой отечественной войне. Нет ни одной семьи, которую не затронула бы война. Ребята ищут и подбирают материал о своих близких и родных в архивах, записывают рассказы ветеранов, узнают от членов своей семьи о том, где воевали или работали их прадедушки и прабабушки, как жили во время войны. Обучающиеся начальных классов работают над этим проектом вместе с родителями, старшими членами семьи.
А ещё наши педагоги решили собрать материал об учителях и работниках нашей школы, которые воевали или были детьми во время войны. Это ещё и часть подготовки к празднованию 60-летия нашей школы, которое мы будем отмечать в 2019 году. (Показ слайдов).
Обучающиеся средней и старшей школы разработали большое количество сетевых проектов для начальной школы: Мы – за здоровый образ жизни. Робинзонада. Тайны Балтийского моря (2017 г. объявлен годом экологии в России). Безопасность в осеннее-зимний период. История дорожных знаков. Перекрёстки и их виды. Ребята уже представили свои проекты обучающимся начальных классов, вызвав у малышей больной интерес. Теперь дети с нетерпением ждут, когда к ним снова придут старшеклассники и представят свой новый проект, над которым они ещё работают «Безопасное лето»
В перспективе ребята будут работать над сетевым проектом«Будьте здоровы» о связи нравственных законов со здоровьем человека. Еще с древних времен было принято встречать друг друга словами «Здравствуй!». Пожелать человеку добра и здоровья, прославить его Род и Бога – первое, что делали наши предки при встрече. В проекте будут герои советских мультипликационных фильмов.
(показ слайдов).
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми перед всей страной». А.С.Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения
Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...
презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»
В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...
Условия формирования исследовательских умений у младших школьников
В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников...
Статья "Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников"
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы н...
Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...
Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, система...
Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).
У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...