Особенности адаптации первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс)

Усольцева Татьяна Александровна

Заседание родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestats.zadanie.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 5.1

Разработайте сценарий конкретного мероприятия с участием родителей, опишите место и роль этого мероприятия в образовательном процессе.

Выполнила Усольцева Т. А.,

педагог – психолог

     КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

     для обучающихся с ограниченными

                                                           возможностями здоровья».

Пояснительная записка

В соответствии с законом с учетом государственных требований (Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599).

 «Стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020 года» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является

«взаимодействие с семьей и активное вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения  для обеспечения полноценного развития обучающихся». Таким образом, приоритетность в работе с родителями-это формирование их первостепенной значимости в культуре семейных отношений и влиянии на эмоционально – личностное развитие обучающегося. Исходя из этого, в своей профессиональной деятельности я учитываю социальный статус и микроклимат семьи, ориентируюсь на родительские запросы.

Подготовка детей в первый класс является одной из актуальных тем в работе с родителями. Более 80 % родителей  обеспокоены проблемой адаптации ребенка в школе. Очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания в семье подготовке детей к обучению в школе: у них  недостаточно времени для общения с детьми, часто можно слышать ответ: «Ничего страшного, в школе научат». На мой взгляд, начало школьного обучения – это один из важнейших этапов в жизни ребенка. Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести - семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе

Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

Организуя взаимодействие с родителями, я руководствовалась основными положениями Кодекса профессиональной этики, что позволило определить психолого-педагогические основы коммуникации с родителями (законными представителями). В содержание исследования ребенка психологом входит следующее; сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября педагогом-психологом изучаются медицинские карты( с целью выявления группы риска школьной дезадаптации) первоклассников. С начала учебного года проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методики: Л.А.Ясюковой, С.Я.Рубинштейн ,тест Люшера,  анкета Н.Г.Лускановой. «Школьная мотивация и учебная активность», методика М.Р.Гинзбурга «Изучение мотивов учения». Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

По результатам психологического обследования,   в конце 2017- 2018 учебного года  65% из числа обследованных обучающихся  показали слабый уровень (низкую степень) адаптации в школе. 12 % обучающихся более длительно проходили период адаптации к школьному обучению. Это свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов, недостаточной сформированности психологической и личностной готовности к систематическому школьному обучению, непринятие новой социальной роли школьника, неусвоение новой (учебной) деятельности, что требует своевременного объединения усилий педагога-психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Поэтому при составлении годового плана работы с родителями мною была  определена тема мероприятия  с родителями - «Родительский клуб  для родителей первоклассников «Особенности адаптации обучающихся  к школе»

   С целью выявления имеющихся проблем в семьях обучающихся  начальных классов, а также с целью организации наиболее продуктивной работы перед заседанием родительского клуба мною было проведено анкетирование родителей по теме: “Адаптация первоклассника к школе” 

Результаты   проведённого анкетирования позволили   оценить степень сформированности знаний родителей об особенностях адаптации обучающихся  к  школе.

- 90% родителей высказали   желание получить    знания о психологической адаптации обучающихся   в школе. Таким образом, анализ анкет показал, что существует  необходимость повышения компетенции родителей обучающихся  по вопросам психологической адаптации. Родители хотят помочь своему ребенку, только не знают как.

Цель заседаний клуба: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников. Создать сообща с родителями модель  совместной полезной деятельности.

Задачи: дать представление о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня), отсутствием организации в выполнении домашнего задания; совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей; сплочение коллектива родителей.

Предполагаемый результат: 

- обогащен родительский опыт в вопросах психологической адаптации к школьному обучению;

- родители уверены в создании психолого-педагогических условий в ОУ, в поддержке квалифицированного специалиста в лице педагога – психолога, что способствует снижению уровня тревожности по вопросам   школьного обучения.

- повышен уровень ответственности у родителей за психологическое развитие обучающихся

 Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума. 
Принципы работы клуба(психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми):

- добровольность;

- компетентность;

-доверие;

- соблюдение педагогической этики.

Подготовительная работа:

- анкетирование родителей (Приложение 3,4);

- консультирование родителей.

Материалы и оборудование: просветительская литература по теме- памятки для родителей, буклеты; ноутбук, проектор, листы ватмана, маркеры.

Участники: родители (законные представители).

Ведущий: педагог-психолог.

Родительский клуб «Школа для родителей»

                                                                                                          Заседание 1

                Тема:   «Особенности адаптации первоклассников к школе» 
Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми. 

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе. 
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению. 
  3. Родительский практикум по проблеме. 
  4. Результаты диагностики готовности к школьному обучению. 

                                            Ход собрания:

I.Вводная часть.

Приветствие. Эмоциональный настрой на собрание. 

Уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на первом заседании нашего клуба. Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. И наша с вами задача поддержать детей в успехах и помочь  при трудностях.

Упражнение “Хлопок”.

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем “делать хлопок” в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Вывод: Каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Их успехи – это мои успехи. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.

II.Основная часть.

Мини-лекция и обсуждение вопросов посредством фронтальной беседы

1. Физиологические условия адаптации ребенка к школе. 

Мини-лекция психолога: 

В современной литературе для родителей подробно освещены вопросы о психологических особенностях детей, поступающих в школу, а вот вопросы функционального развития и состояния здоровья первоклассников рассматриваются как бы вскользь. 

Между тем функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.
 

Возраст от 6 до 7 лет - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.
 

Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим.
 

Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.
 

Обсуждение вопросов посредством фронтальной беседы 

(Приложение 1. Памятка «Физиологические условия адаптации ребенка к школе»)

Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5 кг. В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года – декабрь-февраль.

Вопрос для обсуждения:

И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале - снижения массы тела быть не должно. 
Вопрос для обсуждения:

В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Ребенку очень сложно длительно удерживать статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме. 
Вопрос для обсуждения:
У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц ребенок не готов (затруднения при письме). 

Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная регуляция движений. 

Вопрос для обсуждения:

В это же время продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что сердечно-сосудистая система становится уязвимой, то есть организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами). 

Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями. 

Вопрос для обсуждения:

К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения. 

Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того, что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.
 

2. Психологические условия адаптации ребенка к школе. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению. 

Упражнение «Плюсы и минусы школьного дня»

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы: 

(Приложение 2. Памятка родителям от ребенка)

Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Вопрос для обсуждения:

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.

Вопрос для обсуждения:

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Вопрос для обсуждения:

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Вопрос для обсуждения:

Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Вопрос для обсуждения:

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.  Верьте в ребенка, верьте в учителя.

 III. Заключительная часть

Практикум и рефлексия.

Упражнение «Мое солнышко»                                                                                                  

На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами нарисуем солнышко с 7 лучами. Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых солнышка? (Нет.) А почему? (Высказывают мнения.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.

Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое.

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Знакомство родителей с результатами диагностики адаптации к школе.

(Показ слайдов, комментарии психолога о наличии 3-х уровней адаптации к школе-высокий , средний, низкий).

Работа с методической литературой  : создание памятки.  Работа в группах.

Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам на столах есть папки с методической литературой и памятки. Представьте полученный результат (выступления родителей).

Вопрос для обсуждения:

Давайте обменяемся мнениями по вопросу воспитания наших детей. Как вам удается поддержать первоклассников в их желании добиться успеха?

Представление результатов родительского практикума.

Упражнение «Копилка школьных успехов» (домашнее задание)

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это – “копилка школьных успехов”, в которую, к примеру, будут “складываться” “пятерки” и “четверки”. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Как только “копилка” оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Рефлексия.

Упражнение «Чудесный ларец» 

Уважаемые родители! Я благодарю вас за активность и желание сотрудничества и   предлагаю нам всем   ответить, что бы мы хотели положить в воображаемый чу десный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на этом заседании родительского клуба.

Самодиагностика педагога-психолога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия.

«Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности».

Л.С.Выготский.

Анкета для родителей «Эффективность психологического сопровождения обучающихся 1 класса в адаптационный период».

1. Проанализируйте значимость Вашего взаимодействия с педагогом-психологом с целью эффективности психологического сопровождения ребенка.

А) Высокий уровень

Б) Средний уровень

В) Низкий уровень

2. Оцените влияние педагога-психолога на Вашу психологическую компетентность в вопросе адаптации к школе.

3. Какое направление взаимодействия с педагогом-психологом стало для Вас более эффективным?

А) Непосредственное сотрудничество

Б) Опосредованное сотрудничество

4. Проранжируйте по степени результативности для Вас формы непосредственного сотрудничества с педагогом-психологом (в порядке убывания)

А) Групповые консультации по теме «Адаптация к школе»

Б) Реализация цикла непосредственной обучающей деятельности « Школа для родителей»

В) Индивидуальные консультации

5. Проранжируйте по степени результативности для Вас формы опосредованного сотрудничества с педагогом-психологом (в порядке убывания)

А) Уголок педагога-психолога

Б) «Страничка педагога-психолога» (ознакомление с рекомендациями психолога на сайте)

В) «Памятки для родителей»

6. В процессе взаимодействия с педагогом-психологом в каких сферах психологической готовности удалось отработать имеющиеся у ребенка трудности адаптации?

А) В познавательной сфере

Б) В эмоционально-волевой сфере

В) В мотивационной (личностной сфере)

     Результаты анкетирования родителей:

  • Взаимодействие с педагогом-психологом позволило, по мнению родителей, отработать имеющиеся у ребенка проблемы в следующих сферах: познавательной (54%), личностной(мотивационной) (35%),эмоционально-волевой (47%).
  • Родители повысили свою психологическую компетентность в вопросах воспитания и предупреждения дезадаптации (100%)
  • Для 67% результативным стало непосредственное сотрудничество с педагогом-психологом, для 33% достаточно эффективным оказалось опосредованное сотрудничество.
  • В непосредственном сотрудничестве 34% родителей на первом месте выделили результат индивидуального консультирования; 32%- реализацию цикла « Школа для родителей»; групповое консультирование в форме выступлений на родительских собраниях было наиболее полезным для 30% родителей.
  • В опосредованном сотрудничестве 54% родителей первое место отвели памяткам, 31%-форме «Страничка педагога-психолога», для 15 % эффективной оказалось форма « Уголок педагога-психолога».

Высокий и средний уровень значимости взаимодействия с педагогом-психологом с целью эффективности адаптации к школьному обучению отметили 67% и 37% родителей соответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по психологии "Особенности адаптации детей к школе"

В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС)Академия Естествознания проводит V Общероссийскую сту...

Особенности адаптации первоклассников к условиям школы

статья об особенностяз адаптации превоклассников к школе....

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе

Материал для родительского собрания в 1 классе...

Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе

"Психологические особенности адаптации шестилетнего ребенка в школе"...