Родительское собрание Трудный ребёнок: вина или беда?
методическая разработка (3 класс) на тему

Исхакова Ольга Анатольевна
Пояснительная записка Родительское собрание Трудный ребёнок: вина или беда? предназначено для родителей учащихся 3 – 5 классов. Именно в этот возрастной период наиболее остро встаёт вопрос об отклонениях в поведении различной этиологии. Цель родительского собрания: осознать значение собственных мотивов и действий на процесс изменения в поведении ребёнка. Внешняя структура собрания состоит из трёх взаимосвязанных этапов: подготовительного, основного и этапа рефлексии. На подготовительном этапе учитель создаёт ситуацию погружения в тему посредством фрагмента фильма «Спецы», затем в процессе диалога с родителями выводит на вопрос, работа над которым даёт начало основному этапу. В процессе работы на основном этапе родители делают ряд важных выводов о том, какие причины способствуют изменению поведения ребёнка, каким образом причины связаны с реакцией родителей, а также знакомятся с эффективными приёмами работы с каждой из обозначенных причин. Для осознанного принятия полученной информации на личностном уровне материал на основном этапе раскрывается через технологию смыслового чтения, а также используя приёмы технологии критического мышления (особенно на этапе построения вывода). На этапе рефлексии родителям предлагается вернуться к первому вопросу, с которого был начат диалог. Подобный приём позволяет проследить динамические изменения во взглядах на проблему до начала работы и после собрания. Информация, используемая в качестве основного содержания, взята из книги Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком – Как?- Сфера, - М., 2003 Фрагмент фильма «Спецы», демонстрируемый на подготовительном этапе, расположен по адресу https://www.youtube.com/watch?v=caF4t4SilO8. В данном случае можно использовать другие варианты фильмов и фрагментов, способствующих достижению цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_trudnyy_rebyonok.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Трудный ребёнок: вина или беда?»

Автор: Исхакова О.А.

Цель: осознать значение собственных мотивов и действий на  процесс изменения в поведении ребёнка.

Задачи

Образовательная:

  1. Дать характеристику особенностям поведения ребёнка, испытывающего трудности;
  2. Создать ситуацию осознанного определения причин возникновения проблем с ребёнком, имеющим трудности;
  3. Сформулировать совокупность действий, способных оказать положительное воздействие в процессе изменения поведения ребёнка;
  4. Оформить алгоритм эффективных действий в соответствие с причиной изменения поведения;
  5. Создать условия для осознания родителями собственной роли на процесс изменения поведения ребёнка;
  6. Обозначить эффективную позицию родителей.

Развивающая:

  1. Способствовать развитию осознанного восприятия поведения ребёнка, как следствия неправильного родительского поведения;
  2. Создать условия для развития рефлексии собственного поведения и мотивов поведения ребёнка;
  3. Способствовать развитию умения проводить анализ собственной деятельности при взаимодействии с ребёнком;

Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию чувства эмпатии по отношению к ребёнку;
  2. Способствовать становлению субъект-субъектных отношений в процессе взаимодействия с ребёнком.

Ход собрания:

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Формируемые способы действий

I Подготовительный этап

Цель: раскрыть и рассмотреть общепринятое представление о «трудном» ребёнке, сформулировать ключевой вопрос - проблему

Учитель предлагает к просмотру фрагмент фильма «Спецы».

- Как бы вы охарактеризовали одним словом детей, которых увидели?

- Какого ребёнка, на ваш взгляд, принято называть «трудным»?

- В целом, вы правы, трудный ребёнок – такой ребёнок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя.

- Кому же он доставляет трудности?

- Как бы вы сформулировали вопрос сегодняшнего разговора?

Почему…

- Это лишь первый из тех вопросов, которые сегодня мы будем задавать себе…

Родители внимательно просматривают ролик.

- Это трудные дети, педагогически запущенные…

- Ребёнок, который нуждается в повышенном внимании и контроле со стороны взрослых в силу плохого поведения…

- Взрослым: родителям, учителям, родственникам…иногда и самому себе…

- Почему ребёнок становится «трудным»?

- Умение комментировать собственное мнение по рассматриваемому вопросу;

- Умение формулировать понятие на основе житейских представлений;

- Умение анализировать предложенную ситуацию;

- Умение осознавать и формулировать проблемную область, проблему;

- Умение обобщать первичные представления по теме в форме вопроса;

II Основной этап

Цель: создать условия для осознания роли родителей в процессе выявления причин нарушения поведения и дальнейшей работы по предотвращению или минимизации негативных последствий нарушения поведения различной этиологии

- Сначала необходимо понять         причину, первоисточник изменения поведения. Ведь поведение трудных детей – только последствие…

- Предлагаю в группах обсудить возможные варианты ответа на этот вопрос в виде предположений.

- Итак, задумайтесь, почему ребёнок для взрослых становится трудным?

- Спасибо, за слаженную работу в процессе обсуждения. Теперь необходимо уточнить, какие причины в качестве ключевых называют психологи.

- У каждой группы на столе несколько цветных карт – опор. Откройте красную. И изучите информацию, изложенную в ней.

- Озвучьте причины, которые прочли (по мере того, как звучит каждая из причин раздаётся сигнал пожарной сигнализации).

- Я лишь хочу, чтобы вы почувствовали, что каждая из названных вами причин – сигнал тревоги ДЛЯ ВАС, сигнал к тому, что необходимо действовать.

- Каким образом указанные причины нарушения поведения находят выражение в жизни?

- Распределите несколько конкретных ситуаций по 4 группам перевернув оранжевый лист.

- Что получилось? Дополняйте друг друга…

- Что удивило?

- Верно! Каждая причина нарушения в поведении детей находит своё выражение в реакции и чувствах родителей, взрослых.

Ребёнок борется за внимание – родители чувствуют раздражение, если ребёнок самоутверждается, то родители ощущают гнев, желание ребёнка отомстить обижает взрослых, потеря ребёнком веры в собственный успех – доводит до отчаяния. Дети – отражают наши чувства и эмоции!

- Пришло время задать себе следующий вопрос.

Кто…

- Задайте себе ключевой вопрос на сегодня.

Что…

- В поисках ответа на самый главный вопрос предлагаю вам поработать в группах с картой – опорой зелёного цвета. У каждой группы свой совет – изучите его и определите, с последствиями какой причины нарушения поведения он работает.        

        

- Прокомментируйте, какие из предложенных рекомендаций подойдут для каждой причины.

- Составьте совместно общую памятку по работе с нарушением поведения у детей.

        

Родители, сидящие группами, начинают «мозговой штурм» по выдвижению предположений.

- Возникают проблемы, которыми он не может поделиться с близкими…

- Неудачи в одной из важных сфер жизни (личная жизнь, общение со сверстниками, учёба, спортивные достижения…

- Низкая самооценка, неумение продемонстрировать собственные таланты…

- Желание привлечь внимание к себе…

- Обида за что-то…

Родители в группах открывают карту красного цвета, в которой изложены причины нарушений в поведении детей.

Причины нарушений в поведении детей:

  1. Борьба за внимание (в случае отсутствия должного внимания со стороны взрослых).
  2. Борьба за самоутверждение (против чрезмерной родительской власти и опеки).
  3. Желание отомстить (за действие или бездействие взрослых).
  4. Потеря веры в собственный успех (низкая самооценка).

- Борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить, потеря веры в собственный успех…

Родители после сигналов насторожены, испытывают удивление…

Родители распределяют по 4 группам предложенные варианты жизненных ситуаций.

Борьба за внима

ние

Борьба за самоутвер

ждение

Желание отом

стить

Потеря веры в соб

ствен

ный

успех

Ребёнок постоянно проказничает, делает будто все специально. Постоянно своими действиями вызывает раздражение родителей.

Поступки ребёнка обижают взрослого. Они вызывают у него искреннее непонимание (За что?)

Родители в гневе – ребёнок вновь ослушался их совета, указания, рекомендации.

Всё, что совершает ребёнок, родители воспринимают с чувством отчаяния, невозможности что бы то ни было изменить.

- Дети – отражение поведения и чувств родителей.

- Кто виноват в появлении трудностей поведения ребёнка?

- Родители, учителя, взрослые…

- Что взрослым делать? Что взрослые должны предпринять?

Родители работают с зелёной картой.

  1. Не реагировать привычным образом!
  2. Показать ребёнку положительное внимание к нему. Уменьшив количество отрицательного внимания (Занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала).

  1. Не реагировать привычным образом!
  2. Уменьшить контроль за делами ребёнка.

  1. Не реагировать привычным образом!
  2. Выяснить, какая боль заставила ребёнка причинить обиду вам.

  1. Не реагировать привычным образом!
  2. Перестать требовать «полагающегося» поведения. Полное отсутствие критики!

- Первая рекомендация подойдёт всем, это главный совет…

- Вторая рекомендация – относится к случаям, когда ребёнку не хватает внимания со стороны взрослых.

- Третий совет подойдёт в том случае, когда ребёнок пытается самоутвердиться.

- Четвёртая рекомендация  для случаев, когда ребёнок за что-то обижен.

- Пятый совет для ситуации, когда ребёнок утратил веру в собственные силы.

Родители составляют памятку на передвижной доске, используя готовые цветные опоры.

ПРИЧИНЫ

Борьба за внима

ние

Борьба за самоутвер

ждение

Желание отом

стить

Потеря веры в соб

ствен

ный

успех

ДЕТИ – ОТРАЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ

  1. Не реагировать привычным образом!
  2. Показать ребёнку положительное внимание к нему. Уменьшив количество отрицательного внимания (Занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала).
  3. Уменьшить контроль за делами ребёнка.
  4. Выяснить, какая боль заставила ребёнка причинить обиду вам.
  5. Перестать требовать «полагающегося» поведения. Полное отсутствие критики!

- Умение анализировать имеющуюся информацию по вопросу;

- Умение получать информацию из различных источников;

- Умение вести диалог в процессе групповой работы;

- Умение прислушиваться к мнению других членов группы;

- Умение анализировать собственное поведение в процессе общения с ребёнком;

- Умение делать выводы на основе информации, предложенной к рассмотрению;

- Умение следовать озвученным инструкциям, сохраняя ориентиры учителя;

- Умение оценивать собственную позицию, собственные действия;

- Умение обобщать полученные сведения в форме кластера;

III. Этап рефлексии

Цель: оценить степень собственного погружения в вопрос об изменениях в поведении ребёнка и собственной ответственности за обозначенные изменения

- Я благодарю вас за столь плодотворную работу и, завершая, прошу вновь задать себе вопрос, который звучал в самом начале собрания.

(В случае, если на этапе рефлексии родители при ответе на вопрос будут делать акцент на собственном поведении и действиях, то результаты собрания можно считать успешно достигнутыми).

Родители работают с карточками рефлексии:

  1. Почему же ребёнок становится «трудным»?...

- Умение анализировать собственную деятельность;

- Умение оценивать собственные мотивы, действия при взаимодействии с ребёнком;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным…»

Данная презентация поможет провесьти родительское собрание в 3 классе, позволит  познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.        ...

Родительское собрание «Чтобы ребёнок не был трудным»

Родительское собрание в 3 классе Тема:   «Чтобы ребёнок не был трудным»Задачи собрания:1.       Выяснить вместе с родителями причины появления «трудных» детей...

Презентация к родительскому собранию "Мой ребёнок становится трудным"

В презентации отражены следующие моменты: кто он - трудный ребёнок, причины появления трудных детей, причины детской неуправляемости....

родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным"

Познакомить родителей с причинами плохого поведения детей и с умением находить выход из трудныз ситуаций....

Родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным"

Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или просто повзрослел. На собрании рассматривают...

Методическая разработка родительского собрания «Мой ребёнок становится трудным…».

Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые стим...

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»...