Учитель предлагает к просмотру фрагмент фильма «Спецы». - Как бы вы охарактеризовали одним словом детей, которых увидели? - Какого ребёнка, на ваш взгляд, принято называть «трудным»? - В целом, вы правы, трудный ребёнок – такой ребёнок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. - Кому же он доставляет трудности?
- Как бы вы сформулировали вопрос сегодняшнего разговора? Почему… - Это лишь первый из тех вопросов, которые сегодня мы будем задавать себе… | Родители внимательно просматривают ролик.
- Это трудные дети, педагогически запущенные… - Ребёнок, который нуждается в повышенном внимании и контроле со стороны взрослых в силу плохого поведения…
- Взрослым: родителям, учителям, родственникам…иногда и самому себе…
- Почему ребёнок становится «трудным»? | - Умение комментировать собственное мнение по рассматриваемому вопросу; - Умение формулировать понятие на основе житейских представлений; - Умение анализировать предложенную ситуацию; - Умение осознавать и формулировать проблемную область, проблему; - Умение обобщать первичные представления по теме в форме вопроса; |
- Сначала необходимо понять причину, первоисточник изменения поведения. Ведь поведение трудных детей – только последствие… - Предлагаю в группах обсудить возможные варианты ответа на этот вопрос в виде предположений. - Итак, задумайтесь, почему ребёнок для взрослых становится трудным?
- Спасибо, за слаженную работу в процессе обсуждения. Теперь необходимо уточнить, какие причины в качестве ключевых называют психологи. - У каждой группы на столе несколько цветных карт – опор. Откройте красную. И изучите информацию, изложенную в ней.
- Озвучьте причины, которые прочли (по мере того, как звучит каждая из причин раздаётся сигнал пожарной сигнализации).
- Я лишь хочу, чтобы вы почувствовали, что каждая из названных вами причин – сигнал тревоги ДЛЯ ВАС, сигнал к тому, что необходимо действовать. - Каким образом указанные причины нарушения поведения находят выражение в жизни? - Распределите несколько конкретных ситуаций по 4 группам перевернув оранжевый лист. - Что получилось? Дополняйте друг друга…
- Что удивило?
- Верно! Каждая причина нарушения в поведении детей находит своё выражение в реакции и чувствах родителей, взрослых. Ребёнок борется за внимание – родители чувствуют раздражение, если ребёнок самоутверждается, то родители ощущают гнев, желание ребёнка отомстить обижает взрослых, потеря ребёнком веры в собственный успех – доводит до отчаяния. Дети – отражают наши чувства и эмоции! - Пришло время задать себе следующий вопрос. Кто…
- Задайте себе ключевой вопрос на сегодня. Что…
- В поисках ответа на самый главный вопрос предлагаю вам поработать в группах с картой – опорой зелёного цвета. У каждой группы свой совет – изучите его и определите, с последствиями какой причины нарушения поведения он работает.
- Прокомментируйте, какие из предложенных рекомендаций подойдут для каждой причины.
- Составьте совместно общую памятку по работе с нарушением поведения у детей.
|
Родители, сидящие группами, начинают «мозговой штурм» по выдвижению предположений.
- Возникают проблемы, которыми он не может поделиться с близкими… - Неудачи в одной из важных сфер жизни (личная жизнь, общение со сверстниками, учёба, спортивные достижения… - Низкая самооценка, неумение продемонстрировать собственные таланты… - Желание привлечь внимание к себе… - Обида за что-то…
Родители в группах открывают карту красного цвета, в которой изложены причины нарушений в поведении детей. Причины нарушений в поведении детей: - Борьба за внимание (в случае отсутствия должного внимания со стороны взрослых).
- Борьба за самоутверждение (против чрезмерной родительской власти и опеки).
- Желание отомстить (за действие или бездействие взрослых).
- Потеря веры в собственный успех (низкая самооценка).
|
- Борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить, потеря веры в собственный успех… Родители после сигналов насторожены, испытывают удивление…
Родители распределяют по 4 группам предложенные варианты жизненных ситуаций. Борьба за внима ние | Борьба за самоутвер ждение | Желание отом стить | Потеря веры в соб ствен ный успех |
Ребёнок постоянно проказничает, делает будто все специально. Постоянно своими действиями вызывает раздражение родителей. |
Поступки ребёнка обижают взрослого. Они вызывают у него искреннее непонимание (За что?) |
Родители в гневе – ребёнок вновь ослушался их совета, указания, рекомендации. |
Всё, что совершает ребёнок, родители воспринимают с чувством отчаяния, невозможности что бы то ни было изменить. |
- Дети – отражение поведения и чувств родителей.
- Кто виноват в появлении трудностей поведения ребёнка? - Родители, учителя, взрослые… - Что взрослым делать? Что взрослые должны предпринять?
Родители работают с зелёной картой. - Не реагировать привычным образом!
- Показать ребёнку положительное внимание к нему. Уменьшив количество отрицательного внимания (Занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала).
|
- Не реагировать привычным образом!
- Уменьшить контроль за делами ребёнка.
|
- Не реагировать привычным образом!
- Выяснить, какая боль заставила ребёнка причинить обиду вам.
|
- Не реагировать привычным образом!
- Перестать требовать «полагающегося» поведения. Полное отсутствие критики!
|
- Первая рекомендация подойдёт всем, это главный совет… - Вторая рекомендация – относится к случаям, когда ребёнку не хватает внимания со стороны взрослых. - Третий совет подойдёт в том случае, когда ребёнок пытается самоутвердиться. - Четвёртая рекомендация для случаев, когда ребёнок за что-то обижен. - Пятый совет для ситуации, когда ребёнок утратил веру в собственные силы. Родители составляют памятку на передвижной доске, используя готовые цветные опоры.
Борьба за внима ние | Борьба за самоутвер ждение | Желание отом стить | Потеря веры в соб ствен ный успех |
ДЕТИ – ОТРАЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ |
- Не реагировать привычным образом!
- Показать ребёнку положительное внимание к нему. Уменьшив количество отрицательного внимания (Занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала).
- Уменьшить контроль за делами ребёнка.
- Выяснить, какая боль заставила ребёнка причинить обиду вам.
- Перестать требовать «полагающегося» поведения. Полное отсутствие критики!
|
| - Умение анализировать имеющуюся информацию по вопросу; - Умение получать информацию из различных источников; - Умение вести диалог в процессе групповой работы; - Умение прислушиваться к мнению других членов группы; - Умение анализировать собственное поведение в процессе общения с ребёнком; - Умение делать выводы на основе информации, предложенной к рассмотрению; - Умение следовать озвученным инструкциям, сохраняя ориентиры учителя; - Умение оценивать собственную позицию, собственные действия; - Умение обобщать полученные сведения в форме кластера;
|