Методическая разработка родительского собрания «Мой ребёнок становится трудным…».
методическая разработка (4 класс)

Полякова Вера Николаевна

Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей; развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  Новобессергеновская  СОШ

Методическая разработка родительского собрания

4 класс

Тема: «Мой ребёнок становится трудным…»

   Подготовила

  Полякова  Вера  Николаевна,

  учитель начальных классов

2014 г.

«Мой ребёнок становится трудным»

Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

Задачи собрания:

  •  учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа к собранию:

Тестирование для учащихся (Приложение 1)

Тестирование родителей (Приложение 2)

Подготовка притчи для анализа родителями

Подготовка памяток для родителей (Приложение 3)

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок - зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Период взросления -  один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. Сложность этого периода заключается ещё и в том, что ребенок переходит на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка  следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание   ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В древности считалось, что период взросления настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т.д. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья.

Но прежде попробуем определить, кто он -  трудный ребенок?

1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

2.Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

3.Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4.Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

(Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.)

Итак, портрет трудности ребенка мы с вами определили. Давайте вместе обсудим несколько ситуаций.

Дискуссия по предложенным ситуациям.

Ситуация  1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша  дочь   устроила беспорядок в комнате,  на кухне и не собирается убирать за собой.

Ваши действия:

А)  Из-за того, что ты здесь устроила,  завтра не пойдешь в кино.

Б)  Я разрешу тебе  пойти гулять, если ты сейчас же  наведешь порядок в комнате.

В)  А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире.

Г)  Давай уберем в комнате,  чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные.

Д)  Я  знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.

Ситуация  2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания  довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто  «витает в облаках».

Ваши действия:

А)  Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь!

Б)  Учеба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить  школу и поступить в университет.

В)  А ну-ка быстро за уроки!  Через полчаса приду и проверю, как ты справился!

Г)  Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные  задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время.

Д)  (удивленно) Как, час прошел,  а ты еще и  не начинал

Ситуация  3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.

Ваши действия:

А)  Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме!

Б)  Завтра ты встанешь в  6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром!

В)  Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем?

Г)  Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты  захочешь и найти друзей,  с которыми можно интересно и полезно  проводить время.

Д)  Ты уверен,  что эти друзья подходят тебе?

Ситуация  4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет:  говорит, что  на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают.

Ваши действия:

А)  Если ты будешь  меня обманывать,  я буду каждый день  звонить твоим  одноклассникам и узнавать,  какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно!

Б)  Я требую, чтобы ты прекратила лгать!

В)  Я знаю, что ты искренний человек и хочу,  чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была.

Г)  Ты должна прекратить мне лгать, ведь  я все равно  узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой.

Д)  Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание  было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?

Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей.

Мотивы детской неуправляемости

  1. Мотив первый - борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.

Основа родительской помощи -  не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.

  1. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок, стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей. Необходимо записать права и обязанности подростка, уравновесить  и направить на формирование самостоятельности подростка во всех жизненных сферах.

  1. Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

   Ребенок мстит за:

  • неверие в его способности и возможности;
  • сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
  • за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;
  • за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
  • за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
  • за родительскую ложь и хамелеонство.
  1. Неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

В этом месте хотелось бы остановиться поподробнее.

Анализ тестирования

Проанализируем  результаты теста, проведенного вместе с детьми и вами, родителями.

Результаты тестирования учащихся

1. Если ты задержишься после школы, то:

A. Твое объяснение опоздания выслушают (5)

Б. На твое опоздание не обратят внимания (4)

B. Тебя отругают (5)

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

A. Ты сразу расскажешь об этом родителям (12)

Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты (2)

B. Ты вообще об этом не расскажешь (2)

3. За плохую отметку тебя:

A. Отругают (6)

Б. Посочувствуют (3)

B. Накажут (5)

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

A. Молчать (3)

Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав (3)

B. Оправдываться (8)

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

A. Согласишься с этим  (4)

Б. Промолчишь (3)

B. Будешь доказывать свою правоту (7)

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

A. Простишь, если они попросят прощения (13)

Б. Молча проглотишь обиду(1)

B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае(-)

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

A. Родителям (11)

Б. Друзьям (3)

B. Посторонним людям (-)

8. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

A. Соглашаются (3)

Б. Не обращают на это внимания (1)

B. Не соглашаются (10)

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

A. Дома (6)

Б. В школе (1)

B. Среди друзей (7)

Анализ анкет родителей

Результаты показывают, что мы ругаем детей за плохие отметки, они перестают верить в собственный успех, замыкаются. А  когда ещё родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. При поступлении в школу дети обладают только некоторыми из этих качеств. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы.

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Анализ притчи

В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:

        В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

        После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

          С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».

         Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».

Заключительное слово классного руководителя

Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной? Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма сложный.

Все родители и педагоги знают, что ребенок лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.

Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Но интересно посмотреть, какие практики воспитания существуют. Недавно прочитала девять заповедей воспитания ребенка  из «Домашней энциклопедии». Это довольно интересные мысли, предлагаю и вам обратить на них внимание.

9 заповедей воспитания ребенка. Родителям на заметку

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарит мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: « Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем».

Итог собрания

Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.

В числе мер предлагаются беседы с ребенком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т. д.

Задача родителей — проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.

Используемая  литература:

1. Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков, разработки тематических родительских собраний. Методическое пособие. – М., 2011.

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. – М., 1999.

3. Ефимова С.А.  Почему учиться трудно. – М., 2005.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.

Приложение 1

Анкета для учащихся

1. Если ты задержишься после школы, то:

A. Твое объяснение опоздания выслушают

Б. На твое опоздание не обратят внимания

B. Тебя отругают

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

A. Ты сразу расскажешь об этом родителям

Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты

B. Ты вообще об этом не расскажешь

3. За плохую отметку тебя:

A. Отругают

Б. Посочувствуют

B. Накажут

4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:

A. Молчать

Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав

B. Оправдываться

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

A. Согласишься с этим  

Б. Промолчишь

B. Будешь доказывать свою правоту

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

A. Простишь, если они попросят прощения

Б. Молча проглотишь обиду

B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

A. Родителям

Б. Друзьям

B. Посторонним людям

8. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

A. Соглашаются

Б. Не обращают на это внимания

B. Не соглашаются

10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

A. Дома

Б. В школе

B. Среди друзей

Приложение 2

Анкета для родителей

1. Допишите предложения:
Я знаю, что школьная отметка – это…
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это…
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему…
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я…

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз обязательно получится.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

3. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
А) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
Б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
В) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
Г) совсем равнодушен.

4. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
А) Ваше собственное настроение
ДА НЕТ
Б) на отношения в семье
ДА НЕТ


4. Как реагируете на «плохие» оценки? Наказываете ли Вы его в этом случае?


5. Как поощряете за успехи в учении и «хорошие» оценки?

Приложение 3

Памятка для родителей

9 заповедей воспитания ребенка

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным…»

Данная презентация поможет провесьти родительское собрание в 3 классе, позволит  познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.        ...

Презентация к родительскому собранию "Мой ребёнок становится трудным"

В презентации отражены следующие моменты: кто он - трудный ребёнок, причины появления трудных детей, причины детской неуправляемости....

родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным"

Познакомить родителей с причинами плохого поведения детей и с умением находить выход из трудныз ситуаций....

Родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным"

Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или просто повзрослел. На собрании рассматривают...

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»...

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»

Родительское собрание: «Мой ребёнок становится трудным…»...

Презентация родительского собрания "Мой ребёнок становится трудным"

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо б...