Что надо знать о своем ребенке.
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Что надо знать о своем ребенке?
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети – глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним учитывать особенности и затруднения каждогово возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.
Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовывать свои потребности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовывать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного – жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.
В неполной семье существуют свои проблемы – проблемы одиноких мам.
Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам – завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.
Многочисленные исследования детей из трех типов семьи – неполной, полной конфликтной и полной благополучной – обнаружили, что большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только Фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда – то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства? Ребенку для полноценного развития необходимы:
- нормальное развитие;
- хорошие условия жизни и воспитания;
- полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
- постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.
Могучая потребность в деятельности – вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в младшем школьном – учебная. Нарушения нормального развития наступают, когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.
Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Педагогическая запущенность – это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развития, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, радушным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызывать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
Тест «Какой вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы | Баллы | |
1. | Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. | Посоветуй мне, пожалуйста! | 1 |
3. | Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4. | И в кого ты такой только уродился?! | 2 |
5. | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. | Ну на кого ты похож (а)? | 2 |
7. | Я в твои годы… | 2 |
8. | Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
9. | Ну что у тебя за друзья? | 2 |
10. | О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. | Какая (Какой) ты у меня умница! | 1 |
12. | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. | У всех дети, как дети, а ты… | 2 |
14. | Какой ты у меня сообразительный (ая)! | 1 |
Ключ к тесту.
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Памятка «Чтобы воспитать Человека»
Нужно!
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он может все, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью : видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя!
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как с сбербанку, в которой родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достиже6ния пусть самых благородных, но своих целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.
Памятка «Какие родители – такие и дети».
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать своих их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, конфликтные дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивает чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
«Кто Вы и кто Ваш ребенок»
Выделяют три основных способа познания окружающего мира: как слушатель, как зритель, как деятель.
Кто такие слушатели?
Слушатели познают окружающий мир, хорошо воспринимая голоса и звуки. Обычно они рано проявляют интерес к чтению, легко запоминают указания, советы воспитателя, педагога. Поскольку речь воспринимаеся на слух, слушатели отличаются большим словарным запасом. Такие дети предпочитают разговорные игры, игры с отгадываним слов. Однако они могут отстаивать от сверстников в развитии навыков, обусловленных зрительным и моторным восприятии навыков, обусловленных зрительным и моторным восприятием, так как основное внимание слешателей привязано к языку.
Кто такие зрители?
Внимание зрителей обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают цвет, форму, размеры предметов. Дети – зрители больше любят рассматривать картинки, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки, лепят, вырезают. Обычно такие дети обладают хорошей мелкой моторикой – движениями, в которых активно задействована мускулатура пальцев. Зрители относительно быстро учатся рисовать, писать. В более стршем возрасте они предпочитают настольные игры, мастерят, моделируют, осваивают компьютер, любят видеоигры. однако чтобы не игнорировать другие способы познания, таким детям надо уделять больше внимания развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической подготовке. Дети со слабым зрительным способом познания могут впоследствии сталкиваться с трудностями при овладении сложными играми, мозаикой (пазлами), инструментами, при воспроизведении зрительных образов в рисунках, в процессах овладения новых понятий, знаний.
Кто такие деятели?
Деятели познают окружающий мир тактильным способом, путем непосредственного соприкосновения или движения. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики, движущиеся игрушки на колесах. Деятели обычно хорошо координированы, обладают развитой мелкой и крупной моторикой. Они с удовольствием играют с другими детьми, вообще чувствуют себя вполне уверенно. Однако основные проблемы деятелей связаны с тем, что им трудно подолгу сосредоточиваться на одном предмете, оставаться в покое. Это может привести в начальных классах к плохой успеваемости, быть причиной труднообучаемости в школе. Активный темперамент большинства деятелей обуславливает такие черты характкра, как раздражительность, ранимость. Деятели эмоционально неустойчивы – часто впадают то в гнев, то в радость. Они любят заниматься спортом, играть в футбол, ухаживать за животными.
Памятка «Как отвечать на детские вопросы»
- Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
- Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
- Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»
- В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать : «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ О ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКОВ И ТЕТРАДЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации родителям....
Что надо знать о ребенке и как его любить.
работа с родителями...
Что надо знать родителям о ребенке-третьекласснике
Психологические особенности 10-летних детей...
Педагогический лекторий на тему: «Что надо знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс»
лекторий для родителей 4-х классов...
«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"
На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами ГБОУ Школа 854 ...