В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?
консультация по теме
Диалог классного руководителя с группой родителей учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Ознакомительное собрание в 1 классе (вводное):
«В семье ребёнок-первоклассник.
Что меняется?»
Провела: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Сорокина Н.В.
Родительское собрание в 1 классе.
Тема: «В семье ребёнок – первоклассник. Что меняется?»
Цели:
- ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе;
- осуществить психолого - педагогическую помощь родителям в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Задачи:
- выяснить причины возникновения трудностей в общении и в воспитании детей в период начала обучения в школе;
- определить перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам.
Дата проведения: I четверть
Форма проведения: беседа
Ход собрания:
I. Подготовительный этап.
- Предварительное проведение заседания родительского комитета класса ли инициативной группы по составлению плана предстоящей воспитательной работы и материальному оснащению праздничных мероприятий.
- Подготовка текста анкеты для родителей и проведение анкетирования.
- Подготовка текстов теста - опросника на каждого родителя
- Подготовка текстов беседы для родительского всеобуча.
- Подготовка оформления в виде небольших плакатов, содержащих тексты практических советов.
II. Организационный этап.
Родители рассаживаются в классе на те места, где сидят их дети.
Классный руководитель: Тема родительского собрания – «В семье ребёнок – первоклассник. Что меняется?» - выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительности в период адаптации наших детей к школе, к процессу обучения и воспитания в коллективе сверстников на территории школы. Проанализировав наблюдения за учащимися в течение периода нахождения в школе и результаты ваших ответов на вопросы анкеты, я пришла к выводу, что мы сможем найти правильные пути преодоления трудностей адаптационного периода. Вместе мы должны спланировать проведение мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленных целей.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей.
Классный руководитель: Ваши дети пришли в школу. Перед классным руководителем возникают вопросы, которые надо решать в период адаптации детей ко всему, что их окружает в школе:
-как ознакомить со школой, одноклассниками, учителями;
- как научить правилам общения и поведения;
- как сделать атмосферу учебных занятий эмоционально благоприятной;
- как можно совместить учебный труд и игру;
- как с пользой провести праздники, прогулки, перемены;
- как установить контакт наших детей со старшеклассниками.
Ответив правильно на эти вопросы, мы сможем помочь детям пройти начальный этап адаптации детей к условиям школьной жизни с наименьшими трудностями.
Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?
С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребёнку сразу предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение определённых поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли они его обижать словами или действиями.
При всех этих произошедших существенных изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у Коко-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтём новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.
(Родителям предложить игру «Школа». Попросите ребёнка рассадить все свои игрушки за парты и объяснить, почему он именно так рассадил игрушки, понаблюдать за стилем общения ребёнка-учителя со своими учениками-игрушками.
Родителям, считающим, что затруднения в адаптации к школьной жизни возникают из-за трудностей в общении со сверстниками, попытаться выяснить, с чем не согласен ребёнок, можно ли разрешить возникающие конфликтные ситуации самостоятельно, без участия взрослых.)
Если вы чувствуете, что адаптироваться в школе ребёнку мешают какие-то его собственные недостатки, то выясните, какого характера эти недостатки, почему они возникают. Предложите ребёнку дома в игровой форме ответить на такие вопросы:
- Почему мальчик пытается поднять ведро с водой, а сделать это не может?
-Девочка хотела перепрыгнуть через скамейку, но упала, не смогла перепрыгнуть?
Если у ребёнка завышенная самооценка, то все перечисленные причины неудач не будут касаться самих участников процесса, т.е. «ведро тяжёлое», «скамейка высокая». Можно также предложить ребёнку посадить на ступеньки лестницы себя и несколько одноклассников, распределяя по каким-либо признакам. Например, кто из вас самый сильный, самый добрый, самый весёлый? «Самый – самый» располагается на верхней ступеньке.
Заниженную самооценку ребёнка следует повышать доверительными беседами о вере в свои силы и возможности, а завышенная самооценка будет корректироваться в процессе обучения и претерпевать изменения.
А как изменились отношения в семье из-за появления в ней ребёнка-первоклассника? Произошло ли перераспределение устоявшихся ранее ролей, отведённых каждому? НЕ ВОЗНИКАЮТ ЛИ СИТУАЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПЕРЕХОДЯЩИЕ В КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ. ЧТОБЫ ДАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭТИХ ТРУДНОСТЕЙ, НУЖНО СНАЧАЛА ПОПЫТАТЬСЯ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ В СЕМЬЕ.
- Cоциологический опрос родителей
Работа родителей с текстами теста – опросника А.Я.Варги и В.В.Столина.
Тест родительского отношения.
- Я всегда сочувствую своему ребёнку.
- Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок.
- Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребёнку чувство симпатии.
- Я уважаю своего ребёнка.
- Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
- Мой ребёнок часто мне неприятен.
- Я всё время стараюсь помочь своему ребёнку.
- Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребёнку приносит ему пользу.
- По отношению к своему ребёнку я испытываю досаду.
- Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
- Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком.
- Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
- Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
- Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.
- Мой ребёнок, как губка, впитывает всё плохое.
- При всём старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам.
- Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
- Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребёнка.
- К моему ребёнку постоянно «липнет» всё дурное.
- Мой ребёнок не добьется успехов в жизни.
- Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как другие дети.
- Я жалею своего ребёнка.
- Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, то они кажутся мне более воспитанными и разумными, чем мой ребёнок.
- Я с удовольствием провожу с ребёнком своё свободное время.
- я часто жалею о том, что мой ребёнок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.
- Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребёнку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
- Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
- Я стараюсь выполнить все просьбы и пожелания моего ребёнка.
- При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребёнка.
- Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
- Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребёнок прав.
- Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребёнком.
- Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребёнку.
- Основная причина капризов моего ребёнка – это эгоизм, лень и упрямство.
- Если проводить отпуск с ребёнком, то невозможно нормально отдохнуть.
- Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное, беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребёнка.
- Мой ребёнок кого угодно выведет из себя.
- Огорчения моего ребёнка мне всегда близки и понятны.
- Мой ребёнок меня часто раздражает.
- Воспитание ребёнка – это сплошная нервотрёпка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребёнку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
- В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
- Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.
- Мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получается не так, как нужно.
- Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
- Я восхищаюсь своим ребёнком.
- Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
- Ребёнок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Отработка и оценка результатов.
Принятие – отвержение ребёнка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59
Отношение к неудачам ребёнка: 9, 1, 13, 17, 22, 54, 61
За каждый ответ «да» - 1 балл.
За каждый ответ «нет» - 0 баллов.
«Принятие – отвержение ребёнка»:
24-33 балла – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребёнку. Взрослый в данном случае принимает ребёнка таким, какой он есть, уважает и признаёт его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
0-8 баллов – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребёнку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребёнка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребёнка.
«Кооперация»:
7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребёнка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребёнку ведёт себя противоположным образом.
«Симбиоз»:
6-7 баллов – свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребёнком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
1-2 балла – говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботится о нём.
«Контроль»:
6-7 баллов – говорят о том, что взрослый ведёт себя слишком авторитарно по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребёнку свою волю почти во всём.
1-2 балла – контроль за действиями ребёнка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребёнка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3 до 5 баллов.
«Отношение к неудачам ребёнка»:
7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребёнка маленьким неудачником и относится к нему как несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьёзными, он игнорирует их.
1-2 балла – свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребёнка случайными и верит в него.
- Выступление представителей родительского комитета.
- Обсуждение предварительного плана проведения внеклассных мероприятий.
- Подведение итогов родительского собрания.
Принятие решение данного родительского собрания.
- Проанализировать наблюдения классного руководителя и выполнить наблюдения по этой схеме с внесением данных в таблицу. Некоторые данные могут быть получены со слов детей.
- В целях предупреждения возможных трудностей в общении с ребёнком – первоклассником организовать встречу со школьным психологом.
- Организовать проведение в классе дней именинников с целью установить благоприятные межличностные отношения между учащимися класса.
- Назначить ответственных за проведение классного часа.
- Для подготовки к проведению внеклассного мероприятия назначить дату встречи.
- Анализ итогов родительского собрания.
- «Принятие – отвержение» - … человек - … % общего количества родителей учащихся класса.
- «Кооперация» - … человек - … % общего количества родителей учащихся класса.
- «Симбиоз» - … человек - … % общего количества родителей учащихся класса.
- «Авторитарная гиперсоциализация» - … человек - … % общего количества родителей учащихся класса.
- «Маленький неудачник» - … человек - … % общего количества родителей учащихся класса.
Таблица наблюдений.
Сфера деятельности | Критерий | Оценка |
Отношения со своими родителями | Проявляет капризность при родственниках | |
Командует родителями | ||
Ждёт встречи с нетерпением | ||
Настороженность при встрече | ||
Отношения со взрослыми | Превышает нормы дозволенности | |
Умеет поддержать разговор | ||
Легко вступает в контакт | ||
Отношения с одноклассниками | Чаще бывает один | |
Часто помогает другим | ||
Возникают драки, ссоры, конфликты | ||
Внеурочная деятельность | Сборы и уход домой | |
Самообслуживание в школьной столовой | ||
Участие во внеурочных мероприятиях | ||
Умение занять себя на перемене | ||
Учебная деятельность | Понимание заданий урока | |
Утомляемость на уроках | ||
Перепады настроения в течение урока | ||
Выполнение дополнительных заданий к урокам | ||
Готовность к урокам | ||
Активность на уроках | ||
Приход в школу без опозданий | ||
Фамилия, имя учащегося | ||
№ по списку в классном журнале |
Анкета для родителей.
- Играет ли ваш ребёнок дома в «школу» какую роль отводит себе в этой игре?
- Возникают ли трудности у вашего ребёнка в общении с учителем?
- Возникают ли у вашего ребёнка трудности в общении с одноклассниками: часто на кого-то в обиде, часто жалуется, бывают крупные конфликты с кем-либо из одноклассников?
- Жалуется ли ребёнок дома, что его не спрашивают на уроках, хотя он всегда поднимает руку?
- Возникала ли ситуация, когда ваш ребёнок сам признавался, что был в чём-то не прав?
- Всегда ли ребёнку удавалось всё сделать так, как он запланировал перед выполнением?
- Бывает ли ребёнок доволен результатами своего труда?
Тест родительского отношения.
- Я всегда сочувствую своему ребёнку.
- Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок.
- Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребёнку чувство симпатии.
- Я уважаю своего ребёнка.
- Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
- Мой ребёнок часто мне неприятен.
- Я всё время стараюсь помочь своему ребёнку.
- Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребёнку приносит ему пользу.
- По отношению к своему ребёнку я испытываю досаду.
- Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
- Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком.
- Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
- Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
- Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.
- Мой ребёнок, как губка, впитывает всё плохое.
- При всём старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам.
- Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
- Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребёнка.
- К моему ребёнку постоянно «липнет» всё дурное.
- Мой ребёнок не добьется успехов в жизни.
- Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как другие дети.
- Я жалею своего ребёнка.
- Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, то они кажутся мне более воспитанными и разумными, чем мой ребёнок.
- Я с удовольствием провожу с ребёнком своё свободное время.
- я часто жалею о том, что мой ребёнок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.
- Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребёнку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
- Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
- Я стараюсь выполнить все просьбы и пожелания моего ребёнка.
- При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребёнка.
- Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
- Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребёнок прав.
- Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребёнком.
- Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребёнку.
- Основная причина капризов моего ребёнка – это эгоизм, лень и упрямство.
- Если проводить отпуск с ребёнком, то невозможно нормально отдохнуть.
- Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное, беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребёнка.
- Мой ребёнок кого угодно выведет из себя.
- Огорчения моего ребёнка мне всегда близки и понятны.
- Мой ребёнок меня часто раздражает.
- Воспитание ребёнка – это сплошная нервотрёпка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребёнку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
- В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
- Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.
- Мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получается не так, как нужно.
- Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
- Я восхищаюсь своим ребёнком.
- Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
- Ребёнок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Практические советы родителям.
- Учите детей самостоятельно придумывать сюжеты различных игр, согласовывать действия между участниками игры.
- Будьте участниками событий, происходящими с детьми в школе, дома, в учреждениях дополнительного образования.
- Общайтесь с вашим ребёнком на правах равного партнёра и показывайте образцы поведения, общения, взаимодействия с окружающими.
- Задавайте ребёнку вопросы, требующие обдуманных полных ответов, стимулируйте желание задавать вопросы самими детьми.
- Трудности ребёнка – это ваши трудности. Справиться с затруднением вместе легче и быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»
Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...
В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?
С приходом ребенка в школу начинается совершено новый этап в его развитии: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует особого напряжения, силы воли, интел...
В семье ребенок-первоклассник. Что меняется
В семье ребенок-первоклассник. Что меняется? Цели: Ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе;Дать рекомендации, практические советы по предупре...
Родительское собрание "В семье ребенок - первоклассник"
Родительское собрание«В семье ребенок первоклассник» Форма проведения: беседа, диалог классного руководителя и представителей педагогического коллектива школы с группой родителей учащихся 1 класса. ...
Материал для родительского собрания на тему "В вашей семье ребенок первоклассник"
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе...
Родительское собрание "В семье ребенок первоклассник"
В помощь учителю и родителям...