Выступление на ШМО 28.08.2015г
статья (1 класс) на тему
На ШМО выступила с докладом на тему: «Организация адаптационного периода первоклассников в соответствии ФГОС. Организация внеурочной деятельности в 1 классе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnika.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Руновская основная общеобразовательная школа»
Выступление на ШМО
«Организация адаптационного периода первоклассников в соответствии ФГОС. Организация внеурочной деятельности в 1 классе»
Подготовила: Лунина Мария Ильинична
учитель начальных классов
28.08.2015 год
Организация адаптационного периода первоклассников в соответствии ФГОС. Организация внеурочной деятельности в 1 классе.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Адаптация относится к естественным состояниям человека. Проявляется в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Деятельность методического объединения учителей начальных классов для организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
организация режима школьной жизни первоклассников;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
организация внеурочной деятельности первоклассников;
изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, памятки), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в декабре – апреле месяце. Она предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.
Приоритетным направлением для себя считаю патриотическое воспитание на основе семейных традиций «Я и моя семья». Тесное сотрудничество школы с родителями даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи, что положительно сказывается на адаптации ребёнка к школьной жизни. Родители моего класса являются частыми гостями в школе. Они участники линеек, праздников, конкурсов, помощники в проектной деятельности своих детей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы построить шкалу и указать свой уровень (нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи);
- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
- выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.
Возможны два варианта такого самооценивания:
- ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
- ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.
- в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно
увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию Наблюдения показывают, что на втором месяце обучения практически все дети способны адекватно оценивать свои работы. Дети также видят свои слабые и сильные стороны. Начинают комментировать свою оценку. Стараются улучшить результат. Могут оценить работу своего товарища. Учатся работать в паре, группе. )
родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.
«Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу»
Основным документом, регламентирующим внеурочную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования. Разработан учебный план, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во- первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во- вторых – как важнейшая сфера воспитания.
Согласно рекомендациям, полученным на курсах по введению ФГОС, каждая школа выбирала только те виды деятельности, которые можно было организовать в конкретной школе, которые наиболее интересны школьникам.
Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:
– специфики образовательной деятельности школы;
– кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;
– запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.
Главные идеи программ заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
– передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
- различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках “себя”;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Учитель (Лунина М.И.) и педагог дополнительного образования (Петрунина О.В.), которые работают с первым классом прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Работа в нашей школе ведётся по пяти направлениям и реализуется в виде студий, кружков и секций.
Общеинтеллектуальное направление включает в себя следующие курсы:
«Учусь создавать проект», «Волшебный квадрат», «Информатика».
В основе построения данных курсов лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной
деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Курс «Светофорчик» направлен на изучение и расширение знаний правил дорожного движения полученных детьми в детском саду с применением на практике. Работа происходит в тесном сотрудничестве с представителями ГИБДД закрепленных за нашей школой куратор Фролкин Н.Н. На занятиях используется следующая литература «Дорожная азбука» предоставленная управлением ГИБДД Подмосковья.
Курс «Информатика. Умники и умницы» построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предыдущими , что позволяет осуществлять повторение на более высоком уровне.
Учитываются индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт.
Процесс выполнения заданий носит продуктивный характер: соблюдается баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Занятия курса включают следующие темы:
- логические задачи;
- числовые ребусы;
- задания на разрезание:
- математические игры.
Часть заданий носит комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.
Формирование творческой личности способствуют задания, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных вдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследования.
Курс «Волшебный квадрат» - это занятия по оригами вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, развивают коммуникативные способности, учат сотрудничеству. В работе использую материалы С.Ю. Афонькина «Уроки оригами».
При завершении темы ребята выполняют проектную работу по группам. На этапе проектов дети учатся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения некоторых, возникающих в процессе работы проблем, объяснять и отстаивать свою точку зрения при защите проекта.
Спортивно-оздоровительное направление включает в себя следующие курсы:
«Подвижные игры», «Разговор о правильном питании».
Практика неоднократно убеждает в правильности идей классиков педагогики и психологии о зависимости интеллектуального развития ребенка от разнообразия его творческой жизни. Подвижные игры являются естественной формой вовлечения учащихся в творчество. Программа определяет основной подход к предмету – дать ученикам широкие возможности для физического развития, и, прежде всего для воспитания двигательной культуры и совершенствования пластичности тела, т.е. постоянного и целенаправленного тренинга всего психофизического аппарата. Среди проблемных качеств, присущих детям школы, отдельно следует отметить и некоторые физические нарушения: осанки, недостаточность развития мышц и связок, что связано с продолжительным и зачастую неправильным положением тела при выполнении учебных заданий. Систематические занятия подвижными играми очень полезны для физического развития учащихся.
Курс «Разговор о правильном питании» - это реализация знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями. В работе используем материалы М.Безруких, Т. Филипповой и Зайцева Г.К.
Художественно-эстетическое направление включает в себя следующие курсы «Арлекино», «Мир глазами художника».
Курс «Арлекино» включает в себя обучение детей работы с тряпичными куклами, составлению небольших сценариев. Дети учатся анализировать характерные черты литературных героев.
ИЗО студия «Мир глазами художника» - дети приобщатся к искусству как к духовному опыту поколений овладевают способами художественной деятельности. ( Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство.)
Духовно- нравственное направление включает в себя следующие курсы:
«В гостях у сказки», «Музыкальный салон».
«В гостях у сказки»- в процессе занятий сочетается групповая и индивидуальные занятия, репетиции, выступления.
Социальное направление включает в себя следующие курсы:
«Уроки нравственности», « Школа развития речи»
На этих занятиях раскрываются индивидуальные способности детей определённых способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроках.
Во внеурочной деятельности надо не учить, а создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН работы ШМО на 2014-2015г.
План работы школьного методического объединения начальных классов включает: тему, цели, задачи и вопросы для обсуждения на каждом заседании....
План работы МО на 2014-2015г
Материал содержит запланированные заседания и мероприятия МО начальной школы...
Сценарий новогоднего праздника для учащихся 1 - 5 классов "Хорошо, что каждый год, к нам приходит Новый год!"2015г
Задачи праздника:развитие творческих способностей, воспитание ответственности, дружелюбия в детском коллективе. Действующие лица:Снежинки – 3 человека Скоморохи – 2 человека Гном –...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ на торжественной линейке 2014-2015г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ на торжественной линейке 2014-2015г....
Сценарий выступления агитбригады ЮИД . 2015г.
Сценарий выступления агитбригады ЮИД на городском конкурсе - смотре агитбригад....
Индивидуальная модель профессиональных компетенций в области здоровьесбережения. Выступление на областной конференции по здоровьесбережению в г.Ростов-на-Дону 2015г.
Материал отражает опыт моей работы в области здоровьесбережения с учащимися начальной школы....
Выступление на методическом объединении 2015г.
Основной целью модернизации всей системы образования является повышение качества образования....