Родительское собрание не тему Адаптация учащихся 5 класса
консультация на тему
Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx | 21.1 КБ |
adaptatsiya_5_klass_prezentatsiya.rar | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Родительском собрании.
Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
План собрания:
I. Вступительное слово.
II. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
1.Тест «Какой вы родитель?».
IV. Рефлексия.
Ход собрания:
2 слайд
I. Вступительное слово.(актуальность проблемы)
3 слайд Что такое АДАПТАЦИЯ?
4 слайд РОДИТЕЛЯМ
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.
5 слайд ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
6 слайд ТРИ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
7 слайд Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка;
- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
8 слайд ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
9 - 13 слайды Результаты диагностики
С ребятами было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.
14 слайд Степень адаптации ребенка зависит от:
- его внутреннего состояния;
- его характера;
- его успеваемости в начальной школе;
- его физического здоровья;
- от психологического климата в классном коллективе;
- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;
- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).
- необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
15 слайд Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
В школе мало учителей, которые нравятся.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество положительных ответов.
16 слайд 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.
Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:
«Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Ваши варианты(отвечают родители)
Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- приказы, команды, угрозы
«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры
«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,
«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;
- высмеивания, обвинения
«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений
«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.
17 слайд – 19 слайд
Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
20 слайд
IV. Рефлексия
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.
Подписи к слайдам:
« Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам .» Джеффри Евгенидис .
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе. - повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе; - повышение уровня тревожности самого ребенка; - зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение
Результаты диагностики « Определение состояния психологического климата в классе » Цель: выявление психологического климата классного коллектива. Дата: 30 ноября 2017 года В классе 31 человек, диагностику выполняли 28 человек 93%. По результатам: Ш кольник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. 21 человек 75 % Ш кольнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. 6 человек 21% Ш кольник оценивает психологический климат в классе как очень плохой. 1 человек 4%
Результаты по критериям: 1. С каким настроением вы обычно идете в школу? o всегда с хорошим настроением – 10 человек – 36 % o с хорошим чаще, чем с плохим – 10 человек – 36% o с равнодушием – 7 человека – 25 % o с плохим чаще, чем с хорошим – 0 o всегда с плохим настроением – 1 человек – 4%
2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами? o да, нравятся – 6 человек – 21% o многие нравятся, некоторые – нет – 15 человек – 54% o безразличны – 2 человека – 8% o некоторые нравятся, но многие – нет - 5 человек – 18% o никто не нравится - 0 3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс? o никогда не бывает – 13 человек 46% o редко бывает – 12 человек – 43% o мне все равно, где учиться – 1 человек – 4% o часто бывает - 1 человек – 4% o думаю об этом постоянно - 1 человек – 4%
4. Устраивает ли вас учеба в школе? o учебой вполне доволен – 18 человек – 64% o скорее доволен, чем недоволен – 8 человек – 29% o учеба для меня безразлична - 1 человек – 4% o скорее недоволен, чем доволен - 1 человек – 4% o совершенно недоволен учебой – 0 5 . Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель? o очень хорошо – 14 человек – 50% o хорошо - 11 человек - 39% o безразлично - 2 человека – 8% o скорее недоволен 1 человек – 4% o очень плохо - 0
6 . В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели? o убеждают, советуют, вежливо просят – 16 человек – 57% o чаще в вежливой форме, иногда грубо– 8 человек – 29% o мне это безразлично – 3 человека – 12% o чаще в грубой форме, иногда вежливо – 1 человек – 4% o в грубой форме, унижающей достоинство - 0
Степень адаптации ребенка зависит от: - его внутреннего состояния; - его характера; - его успеваемости в начальной школе; - его физического здоровья; - от психологического климата в классном коллективе; - а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-” 1.Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу. 3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. В школе мало учителей, которые нравятся. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей … 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество положительных ответов.
Результаты анкетирования 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы . 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним . 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка . 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Рекомендации для родителей : - первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться; - со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня; - обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы; - недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); - исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК). - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации); - обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью; - моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи; - развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Рефлексия Чем помогла Вам сегодняшняя встреча ? Какая часть вызвала особый интерес ? Ваши предложения и пожелания на будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"
Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...
Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс
Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс...
Разработка родительского собрания на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе"
Момент поступления ребенка в школу очень волнителен для родителей. Теперь у детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом любящие родители находились ря...
Выступление на родительском собрании по теме "Адаптация обучающихся в 1 классе"
Конспект выступления на родительском собрании по вопросам адаптации обучающихся 1 классов...
Родительское собрание по теме: «Адаптация первоклассника к школе», 1 класс
Данный материал поможет педагогам 1 класса подготовить и провести первое родительское собрание в 1 классе....
Родительское собрание на тему ::"Адаптация 1 класса"
Родительское собрание о том как поомочь адаптироваться первоклассникам...