«Первые результаты адаптации первоклассников»
статья (1 класс) на тему
Поступление в школу-важный момент в жизни каждого ребёнка.Необходимо время ,чтобы произошла адаптация к школьному обучению.Адаптация к школе состоит из физиологической и социально-психологической адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_rezultaty_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первые результаты адаптации первоклассников»
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
Адаптация к школе состоит из физиологической и социально-психологической адаптации.
Физиологическая адаптация.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.
Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели.
Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.
И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.
Вывод здесь может быть только один: не давление на ребёнка (чтобы "скорее привык к учению"), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.
Социально-психологическая адаптация.
Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.
Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".
У третьих к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу.
Педагогом-психологом были использованы три психологические методики.
1. Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)
Цель данной методики определение уровня школьной мотивации. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
Методика состоит из десяти вопросов с тремя вариантами ответов по каждому из них. Обработка полученные результатов осуществляется согласно «ключу». Максимальная оценка – 30 баллов, соответственно, чем выше бал, тем выше школьная мотивация.
Выделяют следующие уровни школьной мотивации:
1) Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности - у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
2) Хорошая школьная мотивация - подобные показатели имеют большинство обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой.
3) Положительное отношение к школе, но школа привлекает, в большей степени, таких детей внеучебной деятельностью.
4) Низкая школьная мотивация – дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.
5) Негативное отношение к школе – школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Ореховой)
Цель данной методики – определение эмоционального отношения к школе возможных проблем адаптации.
Обучающимся предлагалось 8 цветных карандашей: синий, красный, желтый, коричневый, фиолетовый, серый, черный, зеленый. Методика состоит из трех заданий: в первом – участники раскрашивали прямоугольники, используя цветные карандаши, ранжируя их по предпочитаемому цвету в данный момент; во втором задании – подобрать цвет к каждому чувству из предложенного списка (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, злоба, скука, восхищение); в третьем – подобрать цвет к каждой из предложенной ситуации (твое настроение, когда ты идешь в школу, твое настроение на уроке чтения, твое настроение на уроке письма, твое настроение на уроке математики, твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, твое настроение, когда ты общаешься с одноклассниками, твое настроение, когда ты дома, твое настроение, когда ты делаешь уроки, ты сам).
По результатам обработки данного теста вычисляется вегетативный коэффициент – энергетический баланс организма, способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению, и интерпретируется следующими показателями:
1) Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность;
2) Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление происходит за счет периодического снижения активности.
3) Оптимальная работоспособность – ребенок отличается бодростью, активностью, готовностью к энергозатратам.
4) Перевозбуждение – работа ребенка осуществляется на пределах его возможностей, что может привести к быстрому истощению.
3. Методика «Лесенка»
Цель данной методики – выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя.
Участнику предлагается выбрать одну из семи ступенек на рисунке лестницы, на которой, по его мнению, он находится.
Обработка результатов:
1 ступенька – завышенная самооценка. Является нормой для первоклассников.
2,3 ступеньки – адекватная самооценка. У ребенка положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность.
4 ступенька – заниженная самооценка.
5,6 ступеньки – низкая самооценка.
7 ступенька – резко заниженная самооценка.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от учителей и родителей первоклассников.
Педагоги, работающие в 1-х классах, знакомы с особенностями здоровья своих учеников и обеспечивают им щадящий режим. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь начинается с 3-х уроков ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организуются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия.На каждом занятии в первых классах проводится по две физкультминутки. Также учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев.Кроме того, расписание уроков составлено с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены самые трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни.Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьника, память, внимание, мышление и др.
Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи.
Адаптация первоклассников к школьной жизни происходит легче, если родители будут:
– осознанно относиться к личному праву ребенка на ошибку. В этом случае ребенку необходимо объяснить, что все мы «учимся на своих ошибках» и поэтому от этого никто не застрахован;
– показывать первокласснику, что они уверенны в его потенциале и возможностях. Здесь главное, чтобы ребенок осознавал тот факт, что в любую трудную минуту вы его поддержите.
– научить ребенка рационально распределять свое время и тратить энергию. Для этого необходимо, чтобы первоклассник отводил специальное время для выполнения домашнего задания и при этом имел свободный часок на отдых и общение с друзьями;
– не заставлять первоклассника методом «кнута» хорошо учиться или иметь примерное поведение в школе. Помните, что это должно происходить осознанно и не нарушать его привычный и спокойный ритм жизни;
– быть всегда терпеливыми, настойчивыми и в тоже время добрыми к вашему малышу. Благодаря именно вашему отношению к первокласснику, его адаптация в школе пройдет намного быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые результаты адаптации первоклассников
В статье раскрыты периоды адаптации первоклассников к школе, физиологический и социально-психологический виды адаптации, их уровни. Приведены результаты диагностики обучающихся 1-го класса, пути решен...
Первые результаты адаптации первоклассников
В данной работе рассматривается адаптация у первоклассников , её 4 уровня и рекомендации для родителей...
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...