Родительское собрание на тему «Развиваем самоконтроль»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_razvivaem_samokontrol.docx | 233.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Кобенко Ирина Васильевна
с. Давыдовка
Дубовского района
Волгоградской области
МКОУ Давыдовская СШ
Родительское собрание на тему
«Развиваем самоконтроль»
Цель: освоение педагогических обоснованных приемов развития самоконтроля в условиях семейного воспитания.
Форма проведения: организационно - деятельностная игра
Дидактические средства: тест на развитие самоконтроля
Этап подготовки
- Поиск и систематизация информации о самоконтроле.
- Подготовка памяток для родителей
- Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителям.
- Подготовка результатов теста о развитии самоконтроля.
Оформление: на доске запись выражения «Контроль и оценка составляют основу успешности обучения» С. Т. Шацкий; карточка самоконтроль - способность контролировать свои действия, поступки; карточка виды самоконтроля.
Ход собрания
Учитель: Уважаемые родители, нередко я сетую на то, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Но то, что вы здесь, означает ваше стремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Наше собрание мы проведем в форме организационно-деятельностной игры, где мнение каждого будет востребовано и очень важно. Итак, начнем.
Этап 1. Освоим понятия
Учитель: Как бы вы раскрыли понятие самоконтроль? Вы правы. В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки». Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование» как «сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями». (Учитель прикрепляет карточку с понятием самоконтроль). Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе я начинаю формировать навыки самоконтроля и самооценки. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.
Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно, тем более, если речь идет о формировании самоконтроля у младших школьников. Для этого нужна помощь окружающих, в том числе и учителей, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения в поведении человека.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля проводится в школе. Она оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся, и их мотивацию к учению. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил.
Учитель: Уважаемые родители, можно ли способствовать развитию самоконтроля в ходе выполнения домашнего задания?
Из школы ребенок приходит уставший, и ему естественно хочется отдохнуть. Кроме того, по возвращении домой возникает много других, отвлекающих от учения дел: посмотреть телепередачу, погулять, пообщаться с друзьями, поиграть или просто лечь и немного поспать. Для того чтобы в ходе выполнения домашнего задания укреплялся характер ребенка, необходимо: во-первых, приучать его делать домашнее задание сразу же по возвращении из школы домой или спустя короткое время после отдыха. Во-вторых, начинать выполнение домашнего задания с самых трудных учебных предметов. В-третьих, научиться контролировать себя, всегда тщательно проверять правильность выполнения домашнего задания. Следование этим правилам самоконтроля наверняка будет способствовать развитию волевых и деловых черт характера у ребенка.
Хочу представить вам результаты теста на развитие самооценки детей. (Приложение 1). Учитель раздает каждому родителю результат теста. А сейчас, я предлагаю вам, ознакомится с памяткой «Важно помнить!». Давайте вместе ее прочитаем и обсудим.
Важно помнить!
• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.
• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.
• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.
Этап 2. Углубимся в проблему
Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того, чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение – вычитанием, деление – умножением и т.д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.
Контроль по результату целесообразно использовать на начальном этапе формирования самоконтроля, а затем постепенно переходить к другим его видам.
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он, в первую очередь, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности».
На доску прикрепляется карточка.
Для формирования самоконтроля я хочу вам предложить следующие упражнения.
Упражнения по развитию самоконтроля у младших школьников
1. Игра "Сделай так же"
Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:
б) елочку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
г) композицию:
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются.
2. Игра "Лесенка".
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
3. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами: Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.
Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
4. Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".
За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".Наступила ранняя весна.
А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы"
1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл. А здесь вставляй точки вместо буквы "р".
2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.
6. Как превратить "о" в "и".
Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].
7. Помоги пчёлке собрать урожай.
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.
8. Можешь ли ты делать два дела сразу?
Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко. Сказка об умном мышонке.
Правила чтения также можно менять:
1. называть вслух каждое 3 слово;
2. произносить вслух последнее слово в предложении;
3. произносить вслух все имена собственные;
4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.
Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух
9. Как сказать слово, не произнося ни звука.
Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах. Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать. Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.
Этап 3. Вырабатываем стратегию
Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребенка – самоконтроля. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают ученые. В результате получается следующая схема.
Приложение 1.
Тест на развитие самоконтроля
Цель: изучить уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Расскажи, что на них нарисовано? Объясни, почему так произошло».
Ситуации:
- на первой картинке изображено как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять;
- на второй картинке нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает;
- на третьей картинке девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них;
- на четвертой – нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.
Возможные варианты ответов
1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим – 1 балл.
2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю – 2 балла.
3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации – 3 балла.
Второй и третий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельность. Первый вариант ответов — типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Задачи:Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей;Дать советы, как помочь детям их сформировать....
Родительское собрание на тему "Развиваем внимание"
Первая трудность, с которой сталкивается ученик, придя в школу, – это необходимость быть внимательным. Напутствуя детей, идущих в школу, мы им говорим: «Будь внимателен!» Проверяя работы и видя пропус...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»...
Родительское собрание №1 Презентация «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать?»
Данный материал раскрывает перед родителями роль ответственности, самооценки и самоконтроля у младшего школьника, развивает интерес и желание к совместному сотрудничеству «учитель – ученик...
Конспект родительского собрания «Развитие самоконтроля младших школьников, проблемы и трудности.»
Родительское собрание на тему«Развиваем самоконтроль»Цель: освоение педагогических обоснованных приемов развития самоконтроля в условиях семейного воспитания.Форма проведения:...