Портфолио как средство мотивации личностного развития ребёнка
методическая разработка

Материал содержит выступление   и презентацию для родительского лектория по теме "Портфолио..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Тема: «Портфолио -  средство мотивации личностного развития ребёнка»

Цели:

1. Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе по оформлению портфолио.

2. Информирование родителей о структуре портфолио.

ХОД ЛЕКТОРИЯ

1.  Вступительное слово

     Уважаемые родители! Я рада видеть Вас на родительском лектории по теме «Портфолио -  средство мотивации личностного развития ребёнка».

     Мы попытаемся выяснить:

Что такое «портфолио»?

Для чего нужен портфолио?

Кто должен  собирать портфолио?

Что складывать в портфолио?

      Многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио". Послушайте, как представляют портфолио ваши дети. (просмотр видеофрагментов).

       Итак, что же такое портфолио.

      Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной   (творческие  работы, презентации, фотоматериалы),   отражающий  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.  Это своего рода портфель достижений вашего ребёнка.

2. Практическая часть

      Чтобы ответить на вопрос, кто должен помогать ребёнку в сборе портфолио, проведём эксперимент «Хлопок».

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка. Любой учитель готов дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель).

ВЫВОД

Данный эксперимент доказывает, что портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи.

     Для чего нужен портфолио

Упражнение для родителей “Снежинка”

      Вырежьте из листа белой бумаги снежинку. Раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (Все люди разные)

ВЫВОД

       Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе.

3. Структура портфолио

       Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был успешным в жизни.

Для этого надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в будущем. Именно на это направлено портфолио.

       По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или многоярусную пирамиду. Познакомимся со структурой портфолио.

                                                        ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:

1. «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

2. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

3. «Мой посёлок» - рассказ о родном посёлке, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.  Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

4. «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

5. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

6. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

7. «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».

                                                      РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
     В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 
                                       
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
     
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 
                                                 
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
     
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

                                                 РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» 
      Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

4. Рефлексия «Цепочка мнений».

Ну, и в заключении мне бы хотелось услышать цепочку мнений. Продолжите, пожалуйста, предложения.

Теперь я знаю, что такое  ….( портфолио, какие разделы оформляют родители)

Я сумею объяснить, для чего….(его надо собирать)

Я смогу рассказать, как….(оформить портфолио)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио – средство мотивации личностного развития ребёнка

Слайд 2

Основные вопросы Что такое «портфолио»? Для чего нужен портфолио? Кто должен собирать портфолио? Что складывать в портфолио?

Слайд 3

Что же такое портфолио ученика? Портфолио – это портфель достижений каждого учащегося школы.

Слайд 4

Портфолио ученика - это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

Слайд 5

Портфолио – результат совместной работы семьи и школы, родителей и учителей. Цель портфолио : собрать, систематизировать и зафиксировать достижения ученика в различных областях учебной и внеучебной деятельности, продемонстрировать весь спектр его интересов, способностей, склонностей, знаний и умений.

Слайд 6

Девиз работы с портфолио "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Слайд 7

Разделы портфолио Титульный лист Мой мир Моя учёба Моя общественная работа Моё творчеств Мои достижения

Слайд 8

Титульный лист Содержит основную информацию: - фамилия, имя; - школа; - класс; - домашний адрес; - фото ученика.

Слайд 9

Раздел « Мой мир » Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

Слайд 10

« Моё имя » - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

Слайд 11

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Слайд 12

"Мой посёлок" - это рассказ о родном посёлке , о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.

Слайд 13

"Мои друзья" - здесь можно расположить фотографии друзей, информацию об их интересах, увлечениях.

Слайд 14

"Мои увлечения" это небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок; здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Слайд 15

"Мои любимые школьные предметы" - это небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

Слайд 16

Раздел « Моя учёба » Раздел заполняется удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайд 17

Раздел « Моя общественная работа » Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 18

Раздел « Моё творчество » В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Слайд 19

Раздел « Мои достижения » Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 20

Цепочка мнений Теперь я знаю, что такое …. Я сумею объяснить, для чего…. Я смогу рассказать, как….