Готов ли твой ребенок к школе
статья на тему

Кочетова Валентина Васильевна
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в 1 класс? Каждый родитель будущего первоклассника задумывается о том, готов ли его ребенок к школе. Насколько он будет успешен в обучении? Одним из важнейших показателей готовности к школе является речь ребенка. Первое, на что обращают внимание родители будущих учеников – это нарушение звукопроизношения или, как говорят логопеды, на несформированность звуковой стороны речи. И, конечно же, до поступления в школу родители спешат решить именно эту проблему: исправить неправильное звукопроизношение. В начале такие слова вызывают у родителей улыбку и умиление, но именно на этом этапе необходимо бить тревогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли твой ребенок к школе?

Каждый родитель будущего первоклассника задумывается о том, готов ли его ребенок к школе. Насколько он будет успешен в обучении? Одним из важнейших показателей готовности к школе является речь ребенка. Первое, на что обращают внимание родители будущих учеников – это нарушение звукопроизношения или, как говорят логопеды, на несформированность звуковой стороны речи. И, конечно же, до поступления в школу родители спешат решить именно эту проблему: исправить неправильное звукопроизношение. В начале такие слова вызывают у родителей улыбку и умиление, но именно на этом этапе необходимо бить тревогу.

Что же делать, если ребенок произносит правильно все звуки, но иногда ему трудно произнести слово сложной слоговой структуры: он сокращает слово (не произносит некоторые звуки или слоги в слове) или переставляет местами звуки или слоги в слове? Например, мицинер вместо милиционер или ломоко вместо слова молоко. Многие дети при относительно сохранном произношении испытывают трудности при определении места, количества и последовательности звуков в слове. Также сложности могут возникнуть при различении акустически близких звуков. Например, слова бочка и почка, коса и коза, суп и зуб для ребенка звучат одинаково, он не услышит разницы в этих словах и не сможет объяснить, чем они различаются. 

В этом случае вам, уважаемые родители, следует обратить внимание на сформированность фонематических процессов у вашего чада. 

Перед родителями дошкольников стоит одна из важнейших задач – это развитие речевых навыков и формирование фонематических процессов у ребенка. Что же подразумевается под фонематическими процессами? 

Фонематический слух-это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6- месячного возраста до 1 года 7 месяцев в норме. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в процессе общения с окружающими. Способствовать развитию фонематического слуха могут игрушки, издающие различные звуки (например, погремушки, дудочка, металлофон, гармошка и другие). 

Формирование фонематического слуха является основой для подготовки детей к обучению грамоте. Фонематический слух служит базой для формирования более сложных процессов, таких, как фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе обучения. Способность установить какие звуки слышны в слове, определить их порядок и количество – это очень сложное умение, без которого в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности при обучении начальной школе. У ученика могут возникнуть проблемы при обучению грамоте и иностранному языку.

Не следует путать фонематический слух с физическим или музыкальным. Ваш ребенок может иметь абсолютный музыкальный слух, в точности воспроизводить услышанную мелодию, но в то же время может испытывать затруднения при различении близких по звучанию звуков в слогах или словах. В этом случае стоит говорить о несформированности фонематического слуха.

Поэтому целесообразно еще до начала обучения в школе дать ребенку первоначальные представления о звуковом строении слова, развить интерес к звучащему слову.

Узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". 

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки".  

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос".

Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо".

 Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя".

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап - различение сходных по звучанию слов.

Игра "Слушай и выбирай".

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно".

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов.

Игра "Похлопаем".

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?".

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Различение звуков.

Игра "Похлопаем".

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему..

С заданиями 1 - 2 этапа в состоянии справиться ребенок 3-4 лет, задания из 3-5 этапов предназначены для выполнения детьми 5-6 летнего возраста. Переходя с этапа на этап учитывайте возраст ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

В данный материал тесты для родителей входит три темы: 1. " Готов ли ребенок к письму?" 2. " Готов ли ребенок к чтению?" 3. " Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?" К каждому тесту да...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Материал содержит основные критерии готовности ребенка к усвоению родного языка в школе.Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс ов...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Кажется, совсем недавно ваш ребенок сделал свой первый шаг, произнес свое первое слово – и вот он уже готовится к поступлению в школу. Что ждет ребенка в школе – радость познания или школьные проблемы...

Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

    Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Виды психологической готовности:личностнаямотивационнаясоциальнаяинтеллектуальная...

Презентация "Готов ли ваш ребенок к школе"

Выступление на родительском собрании в детском саду....