родительское собрание в 1 классе "Адаптация учащихся"
консультация (1 класс) на тему

Потапова Наталья Викторовна

Лекция для родителей на тему "Адаптация учащихся 1 класса" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_v_1_klasse_na_temu_adaptatsiya_pervoklassnikov.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание в 1 классе на тему «Адаптация учащихся».

Уважаемые родители.

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

 Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника.

       Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В поддерживании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Нормы и правила школьника порой идут вразрез с непосредственными желаниями и пробуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

 Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье  ребёнка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

При изучении адаптации детей к школе я изучала характер поведения ребёнка в этих трёх сферах.

Анализ ваших, уважаемые родители, анкет и мои наблюдения за первоклассниками показали, что 70% детей адаптировались к школе в течении первых двух месяцев обучения.

Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу ноября они должны  полностью осваиваться и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Около 17% детей имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия – середины второго полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

Третья группа (13%) – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего будут жаловаться учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы.

У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы.

У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

 

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;

рациональная организация учебных занятий, рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

                     

 АНКЕТА

Прошу вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

-неохотно ( ДА)

-без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью ( А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да ( А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-скорее нет, чем да ( ДА)

-не вполне (ВДА)

-в основном да ( А)

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

-иногда (ВДА)

-довольно часто( А)

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

-в основном отрицательные впечатления( ДА)

-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

-в основном положительные впечатления( А)

6.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-довольно часто( ДА)

-иногда (ВДА)

-не нуждается в помощи( А)

7. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует( ДА)

-обращается за помощью (ВДА)

-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

-настойчив в преодолении трудностей( А)

8.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам этого сделать не может ( ДА)

-иногда может (ВДА)

-может, если его побудить к этому( А)

-как правило, может( А)

9. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто( ДА)

-бывает, но редко(ВДА)

-такого практически не бывает( А)

10. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

-нет( ДА)

-скорее нет, чем да(ВДА)

-скорее да, чем нет( А)

А- адаптация

ВДА- возможна дезадаптация

ДА- дезадаптация

После анкетирования родителей были даны рекомендации учителем.

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

  • Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

                     - собрать школьные принадлежности ;

                     - подготовить обувь, одежду.

                   

  •      К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома.

Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родителям  необходимо проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

                                       

                                      Памятка

“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.

  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.  Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.

  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

АНКЕТА                                                                                           (ФИО родителя)                

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

-неохотно ( ДА)

-без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью ( А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да ( А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-скорее нет, чем да ( ДА)

-не вполне (ВДА)

-в основном да ( А)

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

-иногда (ВДА)

-довольно часто ( А)

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

-в основном отрицательные впечатления ( ДА)

-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

-в основном положительные впечатления ( А)

6.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-довольно часто ( ДА)

-иногда (ВДА)

-не нуждается в помощи ( А)

7. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует ( ДА)

-обращается за помощью (ВДА)

-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

-настойчив в преодолении трудностей ( А)

8. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто ( ДА)

-бывает, но редко (ВДА)

-такого практически не бывает ( А)

9. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

-нет ( ДА)

-скорее нет, чем да (ВДА)

-скорее да, чем нет ( А)

10. Ваши просьбы, пожелания, замечания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                     

                     Памятка

“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.

  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.  Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.

  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

                                                                Памятка

“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.

  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.  Не выспавшийся  ребёнок на уроке – грустное зрелище.

  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.

  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

                                                                Памятка

“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.

  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.  Не выспавшийся  ребёнок на уроке – грустное зрелище.

  • Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.

  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Памятка

          Как научить ребенка правильно организовать свой день

*Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).

*Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.

*Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.

*Сон 9-9,5 часов, соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.

*Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.

*Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.

*Приступать к выполнению домашнего задания надо после того, как ребенок пообедал и отдохнул.

*Время приготовления домашнего задания не более 1,5-2          часов.

Памятка

          Как научить ребенка правильно организовать свой день

*Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).

*Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.

*Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.

*Сон 9-9,5 часов, соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.

*Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.

*Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.

*Приступать к выполнению домашнего задания надо после того, как ребенок пообедал и отдохнул.

            *Время приготовления домашнего задания не более 1,5-2        

              часов.

Как научить ребенка правильно организовать свой день

  1. Самим родителям соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку (быть примером).
  2. Соблюдать правильное соотношение двигательной и умственной нагрузки.
  3. Игры, любая двигательная активность не менее 2-3-х часов в день.
  4. Сон 9-9,5 часов, соблюдая ритуал укладывания: перед сном спокойные игры, чтение, традиционная сказка.
  5. Не следует будить ребенка криком, ярким светом, настроение с утра не должно быть испорчено.
  6. Старайтесь, чтобы ключевые моменты дня (еда, сон, прогулки, выполнение домашнего задания) приходились на одно и то же время и шли в одной и той же последовательности. Это приучает к дисциплине.
  7. Приступать к выполнению домашнего задания надо после того, как ребенок пообедал и отдохнул.
  8. Время приготовления домашнего задания не более 1,5-2 часов.

«Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

1. Интересуйтесь, как прошёл день в школе. Если ребёнок рассказывает вам о занятиях, друзьях, событиях, которые произошли в школе, внимательно выслушайте его. Пусть ребёнок видит, что вам это интересно.

2. Следите, чтобы ваш ребёнок готовил учебные принадлежности к занятиям. Их отсутствие – грустное зрелище.

3. Не отзывайтесь негативно о школе. Не критикуйте учителей в присутствии ребёнка.

4. В случае конфликтной ситуации в школе, не обсуждайте её при ребёнке. Не спешите обвинять учителя в отсутствии подхода к вашему ребёнку. Поговорите с учителем. Выясните причины и постарайтесь их устранить.

5. Ежедневно проверяйте домашние задания, при необходимости окажите ребёнку помощь.

6. Приучайте ребёнка к чтению книг.  Читайте сами. Пусть ребёнок видит вас не только за телевизором или на кухне.

7. В школе ребёнок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы.  Это будет приятно каждому школьнику.

9. Радуйтесь каждому успеху ребёнка.  Поощряйте его.  Детям очень важна поддержка и любовь родных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания для родителей учащихся начальных классов "Помоги себе и своему ребенку"

Тема родительского собрания "Помоги себе и своему ребенку" очень актуальна на сегодняшний день, т.к. взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между супругами откладывают серьезный отпечаток ...

Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....

Родительское собрание совместно с учащимися по теме: «Проблемы нравственности и этики поведения в классном коллективе».

Уважаемые родители! В этом материале я представляю родительское собрание, проведённое в классе, на котором мы поговорили о нравственности и этике поведения.В качестве подготовительной работы к с...

Родительское собрание. Оказание помощи учащимся в обучении. («Как первокласснику помочь стать внимательным»).

Разработка состоит из сценария родительского собрания (9 стр.) и презентации(10 файлов). Сценарий разработан в форме родительского всеобуча, его проводят кл.руководитель совместно с психологом. Цели:1...

Родительское собрание. Возрастные особенности учащихся 2-х классов.

Возрастные особенности учащихся 2-х классов....

Родительское собрание "Формирование жизнестойкости учащихся. Роскошь общения".

Разработка родительского собрания "Формирование жизнестойкости учащихся. Роскошь общения" с анкетированием детей и родителей, буклетом - памяткой для родителей "Законы родительской истины"....

Родительское собрание для родителей учащихся 2-го класса «Как приобщить ребёнка к чтению»

Мини лекторий для родителей младших школьников, используемый учителями начальных классов....