Логопедические игры на развитие фонематических процессов.
материал (1, 2, 3 класс) по теме
Игры на развитие фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_fonematicheskie_protsessy.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры на развитие
фонематических процессов
При развитии слухового восприятия, внимания, памяти.
1.«Угадай по звуку»
Вариант 1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.
Вариант 2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков.
Вариант 3. В ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.
Вариант 4. Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком. Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.
Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса
1.«Угадай, чей голосок»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Кто сидел на моем стуле?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.
Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
2. «Тихо-громко»
Дети делятся на две группы. Логопед произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,
А мне в ответ: «АУ!», « АУ!»,
Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,
Гора в ответ: «АУ!», « АУ!».
Различаем слова близкие по звуковому составу
1.«Весёлое название»
Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение. Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
баман альбом витамин клетка
паман айбом митанин къетка
банан аньбом фитамин клетта
банам авьбом виталим тлетка
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
2.«Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – лоток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бак – бак – бок ком – дом - гном
При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
3.«Четвёртый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок; будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута.
4.«Подставь нужное слово»
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …На крючок в реке попал? ...
Может всё, хоть ростом мал? ... (дом, ком, гном, сом)
Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: Вот печать на простыне —… Зеленеет на окне …
Волейбольная висит …Канарейка в ней сидит —…(сетка, клетка, метка, ветка.
Понятие МЕТКА и СТЕНКА уточняется до чтения стихотворения.
Я опять задачу дам — всё расставить по местам: Что стащил игривый кот?... Детям мамочка плетёт?... С гор спускается, течёт?... Что за скользкий, ровный лёд?.. (каток, поток, венок, моток)
На данном этапе также уместно использовать слова – омографы (совпадающие по написанию). Например, «замок – замок». В данном случае внимание будет обращено на ударность слога.
5.«Подскажи словечко» ребёнку нужно вставить слово в конце стихотворения и раскрасить на картинках только те предметы, которые ребёнок назвал.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ….. (штанишки).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … (машине).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула… (зайчишку).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая …..(лисица).
6.«Угадай, где кружки, а где кружки»
Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, педагог держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
Игры с мячом, направленные на развитие фонематического слуха
1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Логопед: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.
2. «Стучалочка».
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А, АА, ААА; У, УУ, УУУ и т.д.
3. «Тихо - громко»
Мы катались по горам
Пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
4. «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
5.«Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например: весна – автобус – слон – нос - сова…
6. «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]. Например:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
7. «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
Игры, направленные на формирование простых форм
фонематического анализа
1. «Посылки»
Цель: Закрепление навыка позиционного анализа слов (нахождение позиции заданного звука в начале, конце или середине слова).
Ход игры. Детям предлагается собрать посылки трём сказочным героям. В первый ящик необходимо собрать все картинки (предметы), в названии которых заданный звук находится в начале слова, во второй ящик – все картинки (предметы), где заданный звук находится в конце слова, и в третий ящик – те предметы (картинки), где заданный звук спрятался в середине слова.
2. «Звук убежал».
Цель: формирование навыков элементарного фонематического синтеза; закрепление навыка позиционного фонематического анализа слов (позиция звука в начале и конце слова).
Ход игры. Ребенку объясняется, что звук – «озорник» убежал из начала слова, а без этого звука непонятно, что это было за слово. Давайте поможем его отыскать. Вы начинаете слово этим звуком, а я говорю слово дальше. Какое слово получилось? Аналогично – звук убежал из конца слова. Я начинаю слово, а вы его заканчиваете заданным звуком. Какое слово получилось?
3. «Светофор».
Цель: упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец».
Ход игры. Педагог показывает картинку, называет слово, а ребёнок должен определить, где должна находиться фишка (заданный звук): в начале, в середине или в конце слова.
4. «Клумба».
Цель: упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Ход игры. Перед ребёнком панно «3 клумбы» и тюльпан. Педагог просит определить место заданного звука в слове, и показать на какой клумбе будет расти тюльпан: в начале, в середине или в конце.
5. «Грибочек».
Цель: упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
Ход игры. На шляпке грибочка расположена решётка с тремя окошками для определения места звука в слове. В травке под грибочком располагается картинка. Ребёнок определяет место заданного звука в слове, т.е. с помощью фишки-листочка показывает, куда упал листочек, где звук: в начале, в середине или в конце.
Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза.
1. «Вот что с буквами случилось» (по С.Погореловскому).
Цель: формирование навыка полного фонематического анализа слов.
Ход игры. Логопед рассказывает сказку: «Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «ПОБЕДА». Написал под картинкой буквами слово ПОБЕДА (логопед может предложить выложить из букв это слово). Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква «П». «Поставлю ее,- думает, - перед своим домом.- Хорошие будут ворота». Взял букву и унес ее (другой ребенок снимает букву «П»).
Пришел хмурый Медведь и жаловаться стал: - нет у меня сегодня…
- ОБЕДА – подсказали буквы
- Верно! – рявкнул Медведь.- Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял букву «О» под мышку и потопал на пасеку (третий ребенок снимает букву «О»).
А на лужайку прыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА
- Ой! Где беда? – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву «Б». Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес (четвертый ребенок снимает букву «Б»).
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел – ЕДА. А в траве, и правда, еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве «Е» палочку. Получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой (пятый ребенок снимает букву «Е»).
2. «Наборщик».
Цель: закрепление навыка полного фонематического анализа и синтеза слов; совершенствование фонематических представлений.
Ход игры. Ребенку предлагается из букв исходного длинного слова придумать как можно больше других слов. Можно использовать только буквы, которые есть в исходном слове и только в том количестве, в котором они представлены в нем.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы –
Раз и два,
А затем собрать их снова –
Будут новые слова!
Например: СМОРОДИНА: род, дом, сор, мина, народ, рис, мода, родина, сом, один, мир; ЗДОРОВЬЕ: зов, ров, вор, здоров, вздор, воз.
3.«ТЕЛЕВИЗОР».
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся; профилактика дисграфии на фоне ФФН; закрепления навыков чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается. Например: месяц - спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. Количество играющих: один и больше человек.
4. «Путаница».
Цель: закрепление навыка фонематического синтеза слов; формирование фонематических представлений.
Ход игры. Ребенку объясняется, что Незнайка перепутал все буквы в слове. Необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получилось слово. Начинать следует с трехбуквенных слов, затем четырехбуквенные слова, состоящие из двух открытых слогов; другие четырехбуквенные слова и далее по нарастанию количества букв. Например: У, П, С = СУП; О, И,К,Н = КОНИ…
5. «Живые буквы».
Цель: закрепление навыка фонематического синтеза слов.
Ход игры. Каждому ребенку выдается по одной букве слова. Дальше детям называется слово и предлагается встать в таком порядке, в каком идут буквы в этом слове.
6. «Морской бой».
Цель: закрепление навыка фонематического синтеза слов; закрепление навыков чтения.
Ход игры. Ребенку предлагается поле для морского боя, в котором на пересечении квадратов находятся буквы. Ребенку задаются определенные квадраты, из букв которых он должен составить слово. Например: А6, Г2, Е5 – КОТ.
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Ж | Ю | И | Ь | Щ | Д |
2 | Ы | А | М | О | Б | С |
3 | Е | З | У | А | М | Л |
4 | З | П | Г | Е | Н | Ж |
5 | Ф | И | А | Ц | Р | Т |
6 | К | Я | Й | Э | Ч | Д |
7 | Р | В | Н | С | Ш | Ъ |
7. «Чудесные превращения».
Цель: закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов; формирование фонематических представлений.
Ход игры. Из данных ниже слов получить другие, путем последовательной замены одной буквы в слове.
Точка – кочка, качка, каска, кашка, кошка, мошка, мишка, миска…
Балка - …
Лук - …
Ком - …
День - …
Педаль - …
Сыр - …
Кот - …
8. «Найди спрятавшееся слово».
Цель: закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов; формирование фонематических представлений.
Ход игры. Логопед предъявляет детям написанные слова. Задание: «В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Попробуйте найти его».
Хлев – лев
Столб - …
Щель - …
Укол - …
Зубр - …
Коса - …
Полк - …
Волк - …
9. «Умные часы».
Цель: Учить находить картинку, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков и найти ей пару.
Ход игры. На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.
10. «Пирамида».
Цель: формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове. Материал: предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.
Ход игры. Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.
11. «Найди ошибку».
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
12. «Слова-матрёшки»
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов; понимание словообразующей роли каждого слова; автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова». Количество играющих:1-3 человека и более.
13. «Математическая грамматика»
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих - 1-2 человека и более.
14. «Доскажи словечко»
Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его. Количество играющих 1-2 человека и более. Например,
Воробей взлетел повыше.
Видно все с высокой _____(крыши).
15. «Незнайка с кармашком»
Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии .
Ход игры. Вариант 1. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
Вариант 2. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек.
16. «Прочти наоборот».
Цель: учить находить среди карточек слова, читающиеся в обратную сторону, приобретающие другой смысл. Материал: карточки со словами дог, воз, дом, нос и другие карточки на любые другие слова.
Ход игры. Найди среди слов слова, которые можно прочитать в обратную сторону.
17.«Слова-перевёртыши». Цель: учить находить среди карточек слова, читающиеся в обратную сторону, а смысл не меняется. Материал: карточки со словами боб, дед, казак, заказ и другие карточки на любые другие слова. Ход игры. Найди среди слов слова перевёртыши.
Игры, направленные на формирование фонематических представлений.
1. «Кто больше».
Цель: формирование фонематических представлений.
Ход игры. Детям предлагается прослушать стихотворение.
Вот сколько на «К» я сумею сказать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
- Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот, что на «Т» сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка…
- Ты, кажется, что-то напутал немножко!
- Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «С» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и…кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку – откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела?
Логопед называет звук. Дети придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно придуманное слово ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек. Выигрывает тот, у кого их больше.
2.«РЫБАЛКА».
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
3. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух; автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
4. «Слушай и запоминай».
Цель: совершенствование фонематического восприятия; формирование фонематических представлений; развитие произвольной слухоречевой памяти.
Ход игры. Логопед читает детям какой-либо текст, стихотворение, где часто встречается заданный звук. Детям дается инструкция: найти и запомнить как можно больше слов с заданным звуком. После прочтения, дети называют слова, которые запомнили. Текст читается 2 раза.
5. «Любопытный».
Цель: закрепление навыка позиционного фонематического анализа слов (начало, конец, середина); формирование фонематических представлений; формирование навыка синтеза предложений.
Ход игры. Ведущий задает вопросы. Дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук.
Например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пластилин
Соня связала сестре свитер
6.«ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
Игры на дифференциацию для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Дифференциация звуков на слух
1.«Подними нужный символ»(например флажок). Логопед произносит слоги, слова, в которых определённый звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять флажок, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.
2.«Найди необходимый символ среди многих» Логопед и ребёнок определяют наиболее адекватные символы, присуще тому или иному звуку, например, звук [З] – это комарик, [Ж] – это жук и т.д. При проговаривании различных слов логопедом ребёнок должен поднять соответствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.
3.«Сделай соответствующие движения на заданный звук». Логопедом и ребёнком определяются наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [С] – это пролетает самолёт (руками), [И] – это улыбка, [Щ] – щётка (чистим щёткой) и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребёнок должен показать движение или соответствующий символ, как заранее определено, в случае, если в слове есть тот или иной звук.
4.«Превратись в заданный звук». Логопедом и ребёнком определяются наиболее адекватные позы-символы, присущие тому или иному звуку, например [Ч] – это Чебурашка, [О] – это олень, [Т] – топор и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребёнок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
5.«Подними подходящую букву». Логопед произносит слоги, слова, в которых определённый звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребёнком.
Дифференциация звуков в произношении
Изолированные звуки
1.«Узнай звук по артикуляции». Логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.
2.«Узнай звуки по символам». Логопед показывает символ того или иного звука, который ребёнок должен назвать, если он правильно определил его. Символ звука может служить как поза тела, та или иная фигура, предмет, так и графическое изображение.
3.«Выбери среди многих». Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует определённый звук. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изображающих предметы, выбрать ту, в названии которой есть нужный звук.
4.«Правильно-неправильно». (преднамеренные ошибки логопеда) Тут открывается большой простор для творчества логопеда, так как в это игру можно включить много вариантов, единственным изменением в которых будет их периодическое намеренное ошибочное проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.
5.«Ловишки» Логопед проговаривает цепочку звуков, слогов, слов, а ребёнок в процессе речевого материала отхлопывает, отстукивает, встаёт, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный звук).
Дифференциация в слогах.
1.«Повтори за мной цепочку слогов» Например, сначала 2 слога «за-жа», затем 3 слога за-жа-за.
2.«Узнай символы, проговори слог с гласным звуком». Например, если предъявили символ «насос», то ребёнок произносит звук [С] с любым (определяемым) гласным звуком – «са», «со» и т.д.
3.«Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог» 2- «за», 3 – «жа» и т.д.
4.«Путаница» Ребёнок хлопает, логопед преднамеренно произносит слогов большее или меньшее количество раз.
5.«Считалка» Логопед показывает цифры, ребёнок произносит слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления).
6.«Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребёнок показывает те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному символу.
7.«Право-лево». Логопед отстукивает (например, левая рука – «за», правая – «жа»), а ребёнок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой логопед отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».
8.«Добавь слог в конце слова». Логопед называет слог, а ребёнок добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению (например, ко – «жа», ко- «за»). Также можно пользоваться символами для первого слова логопеда.
Дифференциация в словах
1.«Придумай слово на заданные символы». Логопед показывает символ того или иного звука, а ребёнок придумывает слово с его участием в разном (оговоренном) положении.
2.«Замени звук в слове». Логопед называет тот или иной слог, а ребёнок заменяет в нём оговоренный (или любой, с той группой звуков – звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.
3.«Отгадай слова по символам». Каждый из участвующих в игре собирает в домики или корзиночки по предъявляемым логопедом символам того или иного звука (слога) слова или картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберёт слов или картинок.
4.«Кто больше придумает слов». Логопед выбирает символ, картинку, слог, на который ребёнок придумает слова, получая за них очки (даётся фишка). Побеждает тот, кто наберёт больше очков (фишек).
5.«Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница)». Логопед договаривается с ребёнком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем даёт искажённую инструкцию, а ребёнок должен, не обращая внимания на неё, сделать правильный выбор.
6.«Найди четвёртый лишний предмет». Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребёнок называет их. По заданию логопеда ребёнок определяет, какое слово лишнее.
7.«Составь цепочку». По заданию логопеда ребёнок выкладывает предметные картинки на определённые звуки, например, [З] или [Ж] в длинную – круговую или любую другую схему. В дальнейшем он должен «прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые там изображены.
8.«Игра в лото». Логопед даёт инструкцию: разложить в две, три стопки слова или картинки с определённой позицией (местом) звуков, определённым звуком. Вариант 2. Например, направо – один, налево - другие. При соревновании двух-трёх детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.
9.«Придумай слова». Логопед задаёт определённый слог или звук, на который ребёнок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).
10.«Куры и гуси» Цель: упражнять детей в нахождении слов на определённый звук, дифференцирование звуков [К] и [Г]. Материал: картинки с предметами на звук [К] и [Г].
Ход игры. Новоселье. Приходят гости, поздравляют хозяев и дарят подарки, в названии которых слышится звук [К] или [Г].
Игры, направленные на дифференциацию оппозиционных звуков
1.«Рассели животных»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
2.«Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
3.«Речевое лото»
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН. Развитие скорости чтения.
Ход игры. Вариант 1. Детям раздают карты, на каждой из них написано шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (у кого слово?)» Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
Вариант 2. Детям раздают карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группам).
4.«Волшебный круг»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры: Вариант 1. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: удочка – уточка, мишка-мышка, коза – коса, мак-рак, трава – дрова, кит-кот, кадушка – катушка, усы-уши, дом-дым.
Вариант 2. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.
Игры, направленные на умения определять слоговой состав слова
1.«Прошагай слово».
Цель: научить делить двусложные и трёх - четырёхсложные слова и упражняться в технике чтения слов.
Ход игры. На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.
2.«Поднимись по лесенке».
Цель: научить делить двусложные и трёх - четырёхсложные слова и упражняться в технике чтения слов.
Ход игры. Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.
3.«Магазин».
Цель: научить делить двусложные и трёх - четырёхсложные слова и упражняться в технике чтения слов.
Ход игры. Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…
4.«Игра с мячом».
Цель: научить делить двусложные и трёх - четырёхсложные слова и упражняться в технике чтения слов.
Ход игры. Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.
5.«Почтальон».
Цель: научить делить двусложные слова и упражняться в технике чтения слов.
Ход игры. Вариант 1. У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы» подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.
Вариант 2. На карточках пишутся двусложные имена. Затем имена разрезаются на слоги. Первые слоги кладут в конверт, который выдаёт «почтальон», вторые слоги раскладывают «по конвертам». Почтальон должен доставить «письмо» (первый слог) в нужную «квартиру».
6.«Отгадай»
Цель: упражнение на развитие анализа и синтеза слов, закрепить знания о делении слов.
Ход игры. Расставь стрелки. Отгадай, какое слово к какой схеме относится.
7.«Цветочный магазин».
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей название цветов. Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2, 3, 4 слогов, числовые карточки, деньги с 2, 3, 4, кружками.
Ход игры. Дети покупают цветы к празднику мамам, чтобы купить цветок необходимо соотнести название цветка с числовой карточкой и заплатить за покупку.
Многофункциональная игра.
«Ёлочка»
Эта дидактическая игра не имеет окончания, так как в неё можно включать практически все темы и понятия, которые осваивается детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Такой игрой можно начать учебный год и ею же его закончить.
1. Можно начать с обсуждения, почему ёлочка сначала была в снегу, потом начала оттаивать, а позже распушила ветки и стала излучать приятный аромат.
2. Далее, представив её в виде плоской фигуры. Можно обсудить. Где находится её правая и левая стороны.
3. После этого можно начать украшать её игрушками, гирляндами бус и лампочек. Здесь достаточно большой простор для развития не только пространственной ориентации и цветовой дифференциации, но и всего комплекса понятий, составляющих собственно речь.
4. В дальнейшем начинается кропотливая работа, которая не имеет достаточно чёткого окончания, так как её можно продолжать и продолжать.
Вариант 1. «Логическое несоответствие». Что можно и что нельзя повесить на ёлку? Какого размера украшения вешаются на ёлку?
Вариант 2. «Дифференциация звуков». Например, свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твёрдых и при развешивании украшений на ёлке. При этом не забывая, что развивать ориентацию в пространстве (право-лево, вверх-вниз, и т.д.) также никогда нелишне.
Вариант 3. «Выделение звуков в слоге, слове». В начале, середине, конце, например – гласных и согласных, звонких – глухих и т.д. при раскрашивании украшений (А какие украшения с данным звуком висят справа? Или внизу?)
Вариант 4. «Части речи». «Что?», «Кто?», «Какой?», предмет висит на ёлке. «Что делает?» предмет на ёлке и «Как?».
Вариант 5. «Категории предметов». По имеющимся и висящим предметам на ёлке разворачиваются дискуссии: «Что съедобное и несъедобное?», «Летает или не летает?», «Живое – неживое?».
Вариант 6. «Категории понятий». «Где мебель, а где бытовые предметы?», «Это воздушный или наземный транспорт?», «Дикие – домашние животные?» и т.д.
Вариант 7. «Формирование счётных навыков» Сколько и чего висит на ёлке? Сколько справа, сколько слева? Где и чего больше?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов
В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения бук...
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...
Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей на логопедических занятиях....
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [р]
Развитие фонематического слуха...