Примеры тренингов в рамках развития абилитационной компетентности родителей
тренажёр на тему

Лазарева Елена Викторовна

Примеры тренингов в рамках развития абилитационной компетентности родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры тренингов в рамках развития абилитационной компетентности родителей

Тема: «Выработка и тренировка умения конструктивно реагировать на негативные реакции социального окружения»

Цель: научить управлять собственным эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях.

В процессе тренинга осуществляется поиск новых альтернативных путей преодоления жизненных проблем, умение позитивно мыслить.

Теоретическая часть. Психологические основы конструктивного взаимодействия.

Практическая часть.

· Упражнение на листе бумаги. Нарисуйте себя со стороны, каким вы выглядите на своём «мысленном» экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу.

А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, идущего за руку или под руку с госпожой Удачей. Как вы думаете, что мы сейчас сделали? Привлекли к себе удачу! Словесный код удачи очень простой — нужно как можно чаще желать её всем людям.

· Упражнение «Ответная реакция». Участники садятся двумя рядами друг напротив друга; от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге); адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно?..» и получить от агрессора согласие; далее отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив, последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение. Основной принцип таков: нужно исходить из соображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел бы избежать в будущем, что для него важно, поэтому ответ на критику или агрессию полезно просто сообщить человеку, что его услышали.

Например:

Фраза: «Поведение вашего ребёнка несколько вызывающе!»

Ответ-вопрос: «Вам важно, чтобы дети на улице вели себя в общепринятых рамках?»

Ответ: «Да».

Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (и наоборот!). Задача — не наращивать агрессивный потенциал высказывания, а гасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формула позволяет получать непосредственно от человека подтверждение его интересов и презентацию ценностей.

Как правильно построить фразу:

- Понять, что именно внутри человека заставило его отреагировать таким образом.

- Говорить об общем предмете претензии.

- Говорить только в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны, никаких «не»! Слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы, например, стоит заменить фразу «не быть неаккуратным» на фразу «быть опрятным».

- Говорить не о себе, а о людях вообще: не «Я громко разговариваю?», а «Люди были корректны, сделав мне замечание?» и т. д.

Подведение итогов тренинга: Эмоциональное самообладание и конструктивное реагирование в ситуациях конфронтации — показатель уверенного поведения родителей.

Тема «Релаксация как способ снятия психического напряжения»

Цель: научиться снимать психоэмоциональное напряжение Тренинг способствует гармонизации отношений с людьми, получение положительных эмоций.

Теоретическая часть. Способы снятия эмоционального напряжения.

Практическая часть.

· Упражнение «Геометрическая фигура». Выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру, цифру или букву и «рисует» её в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго участника — отгадать «написанное», «нарисованное» первым участником. Затем происходит смена ролей.

·Упражнение «Избавление от тревог». Участникам даётся инструкция: «Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зелёной лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!»

· Упражнение «Прогулка по роще». Под спокойную тихую музыку участникам даётся инструкция: «Выберите удобную позу.

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе лето. Вы заходите в рощу... глубоко вдыхаете свежий воздух... чувствуете запах деревьев, опьяняющий запах цветов... Вокруг вас летают красивые бабочки, прелестно поют птицы... Вам нравится находиться в этой роще... Ваши мысли освобождаются... Вы не думаете ни о чём...

Вы наслаждаетесь природой... Вы гуляете по роще, рассматриваете листья деревьев, различные цветы... На душе у вас легко и свободно... счастье переполняет вас... вам хочется улыбаться...

и вы улыбаетесь... природа чувствует ваше спокойное и радостное состояние души... и она радуется вместе с вами... дует лёгкий ветерок, играя с вашими волосами... солнышко улыбается вам сквозь ветви деревьев... сияет на ваших щёчках... вы слышите, как неподалёку журчит ручей... Вы подходите к ручью и видите, как вода поблёскивает на солнце... Вы опускаете свои руки в воду...

чувствуете прохладу... Вы плескаетесь руками в ручье... гладите его поверхность... набираете в руки воду... а потом выливаете её обратно в ручей... вам всё так же легко и свободно... вы дышите глубоко и ровно... Побыв у ручья, вы отправляетесь дальше гулять по роще... Вам нравится гулять по этой роще, вы чувствуете себя в безопасности... Прогуливаясь, вам захотелось снять свою обувь...

побродить босиком... вы ощущаете мягкость зелёной травы под своими ногами... Вы дышите глубоко и ровно...

Вам нравится в роще... нравится голубое небо... игривые лучики солнышка... пение птиц... аромат травы и цветов... журчание воды... всё это наполняет вас добротой и любовью... С ощущением счастья, спокойствия и уверенности в себе, вы возвращаетесь с прогулки. Глубокий вдох... теперь выдох. Можете открыть глаза».

Подведение итогов тренинга: умение расслабляться как основа восстановления и сохранения психологического ресурса.

Тема: «Особенности формирования первичных детскородительских взаимоотношений»

Цель: Формирование продуктивных форм взаимодействия родителя с ребёнком.

Тренинг учит родителей понимать сигналы коммуникации в процессе общения, способствует формированию представлений о продуктивных способах взаимодействия.

Теоретическая часть. Детско-родительские отношения как основа успешного развития ребёнка.

Практическая часть.

· Упражнение «Подарок». Сегодня каждый участник группы может сделать другому и сам получить необыкновенный подарок.

Подарок этот может быть как реальным, так и виртуальным. Задача каждого участвующего — принять подарок, поблагодарить, сказать «Спасибо» и самому сделать подарок одному из участников. Необходимо, чтобы каждый подарил и получил подарок.

· Упражнение «Я сильный — я слабый». Работа в парах.

Один участник вытягивает вперёд руку. Второй участник опускает руку первого вниз, нажимая на неё сверху. Первый участник должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Далее выполняется то же самое, но участник должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло. Далее участники меняются местами.

· Упражнение «Контакт масок». Все участники рисуют себе маску. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как кому захочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой чёрной маски: два кружка с прорезями для глаз. После изготовления масок все садятся в круг.

Ведущий становится в центр круга, закрывает глаза и начинает медленное вращение, вытянув руку (указательный палец в виде «стрелки»). Когда ведущий остановится и откроет глаза, «стрелка» будет указывать на кого-то из собравшихся — с этого человека и начинается обсуждение. Каждый участник в любом порядке должен высказать своё мнение о маске на обсуждаемом человеке: интересна ли маска и чем; подходит ли она этому человеку (с субъективной точкой зрения того, кто высказывается);

какие особенности характера обсуждаемого человек отражены в этой маске; какие особенности своего характера человек (по мнению говорящего) хотел бы скрыть с помощью этой маски; какая маска, по мнению говорящего, лучше подошла бы к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-то зверя, героя фильмов, исторического лица и т. п.). Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения первого человека в маске, переходят к следующему, двигаясь по часовой стрелке. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже иногда носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима — из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга текстом вниз выкладываются семь карточек (так как участников больше, то дублируются карточки 2—6).

1. Маска безучастности.

2. Маска прохладной вежливости.

3. Маска высокомерной неприступности.

4. Маска агрессивности («попробуй не послушай меня»).

5. Маска послушания или угодливости.

6. Маска деланной доброжелательности или сочувствия.

7. Маска простодушно-чудаковатой весёлости.

Все наугад выбирают себе по карточке и читают свой текст.

По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы надеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации.

· Упражнение «Каракули». Ведущий кладёт большой лист бумаги на стол и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет. Затем ведущий предлагает участникам быстро нарисовать на листе каракули — беспорядочные, непрерывные линии.

Затем рисование происходит по очереди. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения — тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

После группового обсуждения группе предлагается выполнить новые рисунки только позитивными цветами, учитывая полученный опыт и ошибки.

Подведение итогов тренинга: принятие ребёнка и проявление безусловной любви — основа психического здоровья и успешного развития ребёнка.

Тема «Родительские ожидания»

Цель: прояснить родительские ожидания и найти им разумную альтернативу в случае неадекватности.

В процессе тренинга происходит актуализация и коррекция ожиданий родителей в отношении детей.

Теоретическая часть. Родительские ожидания как составная часть родительства.

Практическая часть.

· Упражнение «Идеальный ребёнок». Родителю предлагается составить психологический портрет идеального ребёнка.

Лист бумаги делится на две части, в одну часть вписываются качества идеального ребёнка, во второй колонке напротив каждого идеального качества проставляется процент выраженности этого качества у ребёнка.

· Упражнение «От сердца к сердцу». Обращение к символу сердца обозначает для всех, что речь идёт о переживаниях, которыми вы можете поделиться в атмосфере дружеской поддержки и уважения. Символ сердца даёт возможность каждому участнику открыть свои сокровенные переживания и быть выслушанным другими.

Участники садятся в круг, берут в руки сердце, вырезанное из красного картона. Человек, который держит сердце, рассказывает участникам о своих переживаниях. Все остальные выслушивают его. Сердце должно проходить по кругу столько времени, сколько это необходимо, чтобы высказались все.

· Упражнение «Чудесная лужайка». Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Солнечные лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё тело наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в тёмный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Подведение итогов тренинга: родитель постепенно подводится к мысли о том, что его идеал ребёнка — это всего лишь его идеал.

Тема «Приёмы продуктивного взаимодействия родителей с ребёнком»

Цель: формирование способов личностноориентированного взаимодействия родителей с ребёнком.

В тренинге рассматриваются приёмы взаимодействия родителей и ребёнка, которые обеспечивают ребёнку чувство психологической защищённости.

Теоретическая часть. Продуктивное взаимодействие с ребёнком.

Практическая часть.

· Упражнение «Психологическая скульптура». Участники делятся на пары. Один из пары встаёт на стул, а другой садится на пол. Нужно начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.

· Упражнение «Диалог». Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырёх метров и продолжать вести беседу.

· Упражнение «Мама и ребёнок». Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли мамы и ребёнка. «Мама»

должна выразить чувства к «ребёнку», прикасаясь к его телу, при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через две-три минуты участники меняются ролями.

Подведение итогов тренинга: чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, чувство доверия к миру, необходимо взаимодействие с ребёнком не «рядом», не «над», а «вместе».

Тема «Развитие творческого воображения с помощью арт-терапии»

Цель: развитие творческого воображения участников тренинга.

В ходе тренинга родители осуществляют анализ собственного эмоционального состояния, происходит самораскрытие участников тренинга.

Теоретическая часть. Творческое воображение как способ самораскрытия и саморегуляции.

Практическая часть.

· Упражнение «Кляксы и каракули». Данное упражнение выполняется с музыкальным сопровождением. Участникам предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно: с помощью каракулей, клякс, линий, точек, пятен, отпечатков.

· Упражнение «Визитная карточка». Ведущий раздаёт каждому участнику большой лист ватмана; для группы — фломастеры, ножницы, клейкую ленту, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Сначала каждый участник складывает полученный им лист ватмана по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если надеть на себя этот лист, то можно увидеть, что каждый участник превратился в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

Инструкция ведущего тренинга: «На передней части листа каждый участник делает индивидуальный коллаж, рассказывающий о его личных особенностях. Здесь, на «грудке», нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватмана, «спинке», отразим то, к чему вы стремитесь, о чём мечтаете, чего хотели бы достичь».

Коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и проходят по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка — отличный фон для этого парада индивидуальностей.

· Упражнение «Цветочный дождь». Ведущий: «Опустите спокойно руки и закройте глаза. Представьте, как на вас падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики и другие. Представьте их красоту, почувствуйте аромат цветов (30—60 секунд). А теперь цветочный дождь прекращается, вы постепенно выкарабкиваетесь из цветочных сугробов. Открываем глаза. Спасибо за участие!»

Подведение итогов тренинга: творчество — способ самораскрытия и обретения личностных ресурсов родителей.

–  –  –

Анкета для родителей

Уважаемые родители, нам хотелось бы узнать, как Вы используете полученную на консультациях информацию.

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.

1. Прослеживаете ли Вы динамику достижений ребёнка. Если да, то каким образом?

2. Какие новые навыки появились у Вашего ребёнка за последнее время?

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Двигательное развитие: крупная моторика, мелкая моторика.

- Коммуникативное развитие.

3. Организуете ли Вы дома развивающие игры для ребёнка?

Если да, то какие?

4. Сочетаете ли Вы более трудные задания с более лёгкими и уже известными для ребёнка заданиями?

5. Начинаете ли Вы каждую серию заданий с ситуации успеха?

6. Предлагаете ли Вы ребёнку короткие задания, стараясь процесс игры сделать более разнообразным?

7. Как Вы реагируете, когда ребёнок правильно выполняет предложенное задание?

8. Даёте ли Вы указания на каждое действие ребёнка при выполнении задания?

9. Даёте ли Вы ребёнку время на ответ, прежде чем предложить свою помощь?

10. Если ребёнок не выполняет предложенное задание, повторяете ли Вы инструкцию и только после этого помогаете физически выполнить задание?

11. Каким образом Вы привлекаете других членов семьи к организации развивающих игр? Кого?

12. Какое развивающее оборудование Вы используете для закрепления полученных на консультациях навыков?

13. Какие трудности у Вас возникают во время работы с развивающим оборудованием?

14. Как Вы считаете, что способствовало развитию Вашего ребёнка в последнее время?

15. Обогатился ли Ваш родительский опыт в процессе коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащ...

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики

Развитие информационной компетентности в рамках изучения курса Основы религиозных культур и светской этики...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Коммуникативная компетентность родителей в процессе освоения ребёнком новой социальной роли (на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах)

     Методическая разработка указанного родительского собрания с презентацией посвящена вопросу формирования орфографической зоркости на примере работы над словарными словами. По...

Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»

Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...

Развитие профессиональной компетентности учителя средствами современных педагогических и информационных технологий в рамках реализации ФГОСТ

Развитие профессиональной компетентности учителя средствами современных педагогических  и информационных технологий в рамках реализации ФГОСТ...