Лекция "Мой ребёнок меня обманывает".
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Мой ребенок меня обманывает
Форма проведения: лекторий для родителей.
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской лжи и корректировать поведение ребенка.
Задачи: ознакомить родителей с причинами детской лжи; дать рекомендации по поведению в ситуациях, когда ребенок обманывает; на примере детской литературы разобрать ошибки и удачное поведение родителей.
Ход собрания
- Подготовительный этап
- Составить беседу для проведения педагогического всеобуча.
- Совместно с психологом разработать рекомендации для родителей.
- Совместно со школьным библиотекарем составить список детской литературы по теме собрания.
- Организационный этап.
Выставка детской литературы по теме собрания; листы с рекомендациями для родителей.
- Проведение педагогического всеобуча.
У: Обман редко выступает как самостоятельная проблема. Чаще всего на детскую ложь жалуются в числе прочих нарушений поведения ребенка (проблемы общения, агрессивность, неуспеваемость, безответственность и т.п.). За что из этого браться сначала, решать будут взрослые в каждой конкретной семье. Но здесь, прежде всего, необходимо понять, что для того, чтобы воспитать человека, не нужно «стелить соломку» на каждом углу: стараться предугадывать каждый его шаг, каждый поступок. Чтобы ребенок научился отличать хорошее от плохого, добро от зла, истину от лжи, ему необходимо находиться в состоянии выбора, и не всегда нужно подсказывать, как поступить.
- Этот принцип должен лежать в основе воспитания правдивости: предоставлять ребенку право выбора и создавать условия для проявления собственной воли, умения противостоять соблазнам. Только в конфликте между желаниями и совестью вырабатываются моральные принципы. И здесь без ошибок не обойтись. Ребенку надо дать возможность испытать это. Как говорил прославленный педагог Я. Корчак: «Пусть дитя грешит». Если же его не приучить бороться со своими страстями, желаниями, а оберегать от ошибок, то нравственная позиция у такого ребёнка будет слабее, чем у других. Этот принцип воспитания кратко выразил в своей книге «Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности» Р.Кашапов: «Ребёнок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребёнок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть». Разница, как вы заметили, в том, единичны ли такие поступки или регулярны. Если ребёнок нарушит какой – либо ваш запрет: съест конфеты, приготовленные для какого – либо случая, тайком унесёт чужую игрушку, обманет вас, он на собственном примере сможет почувствовать, осознать, что такое потеря честности, доверия, как стыдно, когда ложь раскрывается, и как трудно вновь завоевать доверие окружающих. Во внутренней борьбе, когда совесть начинает контролировать поведение, и воспитывается честность.
Понимая и зная своего ребёнка, к этим случаям надо относиться, учитывая его возраст, особенности психики, его знание норм нравственности и способности контролировать свои поступки на данный момент развития. Если же после совершенных им проступков, вы только и можете, что кричать на него, оскорблять и обвинять во всех грехах, вы совершаете, по крайней мере, ошибку, а в худшем случае можете потерять доверие к себе. Тогда в следующий раз он ни за что не сознается в обмане, будет скрывать от вас все свои нравственные проблемы.
Только понимание, объяснение, терпение и любовь к ребёнку помогут вам воспитать честного и нравственно здорового человека. Позвольте детям ошибаться, это даст им возможность испытать на себе ошибки, научиться исправлять их и нести ответственность.
Другое дело, научиться самим правильно реагировать на ложь ребёнка. Многие взрослые теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с совравшим ребёнком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим? Для этого и родителям, и учителям важно понять, что детская ложь – это свидетельство не столько сформировавшихся нравственных качеств ребёнка, сколько его психологических проблем. В большинстве случаев, чтобы изменилось поведение ребёнка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится, отношение к нему взрослых.
Составляя психологическую характеристику лгущих детей, надо выявить проблемы, которые испытывал ребенок или продолжает испытывать сейчас. Их можно сформулировать следующим образом:
- дети страдают от недостатка внимания или любви со стороны родителей;
- имеют проблемы в учебе или нарушения поведения;
- испытывают трудности в общении со сверстниками;
- у них низкая самооценка и т. п.
Чаще всего дети прибегают к помощи лжи, чтобы:
- избежать неприятных для себя последствий;
- выглядеть старше, добиться похвалы и возвеличиться в глазах окружающих;
- получить то, чего иным способом они получить не смогут;
- получить власть над окружающими;
- защитить кого – то, значимого для себя;
- отвоевать свое право на личную жизнь.
Наши дети часто видят, чувствуют ложь в повседневной жизни. Например, мы договариваемся с ребенком скрыть от папы очередную «двойку», чтобы папа не наказал. Или просим не говорить бабушке, сколько стоит эта игрушка, чтобы не расстраивать ее. Наши дети все это видят и учатся у нас самих. Уже научившись в младшем школьном возрасте скрывать правду, приукрашать действительность, маленький человек сначала лжет в экстренных случаях. Но чтобы ребенок не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, а не реагировать на его поведение только наказанием. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью - это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи.
Что советуют сказать ребенку в данной ситуации специалисты? Австрийский психоаналитик, Август Айхорн, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду». Это указывает на ваше негативное отношение к ребенку как к личности. Эффективнее будет построить разговор и сказать: «Погоди –ка, ты что – то напутал, расскажи мне это еще раз».
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, т.к. я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем – то виноват. Я постараюсь тебе объяснить.
Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете, то в следующий раз он вам не признается. Если вы не накажите, то он в следующий раз повторит содеянное. Ясно, что в этом случае наказание будет условным. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает, и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит. Пример такого поведения мамы можно наблюдать в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным».
Полезно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои книг прибегают к помощи лжи. Обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Предлагаю список литературы, которые смогут помочь в воспитании:
- Н.Носов «Огурцы».
- А. Гайдар «Совесть».
- Л. Толстой «Косточка».
- Л. Толстой «Лгун».
- Н. Носов «Фантазеры».
- М. Зощенко «Леля и Минька. Не надо врать».
Будьте внимательны к чувствам и переживаниям своих детей, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что он не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
Готовьте сына или дочь к тому, что они могут встретиться с ложью, фальшью вне семьи. Обмануть его могут не только сверстники, но и взрослые. Опишите ситуацию обмана фальшивомонетчиков, мошенников и т.п. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
Давайте рассмотрим несколько советов по нравственному воспитанию детей. Их сформулировал в своей книге «Практическая психология для родителей» известный российский психолог, директор института психологии и бизнеса Р. Кашапов.
Совет 1 – й. Верьте ребенку. Дети на доверие взрослых отвечают тем же и если все – таки обманывают, то, скорее всего, не понимают этого из – за возрастных особенностей. Здесь показателен рассказ В. Драгунского «Подзорная труба».
Совет 2 – й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Попробуйте вместе с ребенком представить такое общество, где все обманывают друг друга. Каково будет людям в нем?
Совет 3 – й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» - а лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Совет 4 – й. Не учиняйте унизительных допросов. Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его – бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. «Нет, это не я!» - «Нет, ты признайся!» - «Нет, не я!» и т.д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации.
Совет 5 – й. Вознаграждайте честность (конечно не в материальном выражении). Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты – честный человек, ведь ты сказал правду». Ваше уважение к ребенку, понимание, умение простить укрепит его доверие к вам.
Совет 6 – й. Сами показывайте пример честности. Если вам все – таки необходимо утаить правду, постарайтесь не делать это открыто при ребенке.
- Подведение итогов родительского собрания.
У: В заключении хотелось бы отметить еще одну важную особенность рассматриваемой проблемы. Как бы отрицательно мы, взрослые, не относились к неискренности и лжи наших детей, нельзя не признать, что ложь так или иначе присутствует в нашей жизни. Сколько героев народных сказок, легенд добивались своего с помощью обмана. И это все положительные герои, которым мы сочувствуем, когда читаем книгу или смотрим фильм (очень яркий этому пример сказка «Иван Царевич и Серый Волк»). Правда, их ложь характеризуется обычно как хитрость, но это не меняет сути. Множество игр предполагают обманные ходы. Врач дарит надежду пациенту, порой безнадежному.
Таким образом, ложь становится не только привычной, но и составляющей человеческой жизни. Рано или поздно ребенок поймет это и начнет использовать ложь в своей жизни. Самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром, орудием преступлений. Мы, взрослые, в ответе за него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему ребёнок обманывает
Выступлениена родительском собрании на тему: Почему ребёнок обманывает! Классный руководитель: Лобазникова Ольга Васильевна...
В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?
Для родителей 1 класса...
Мой ребёнок ставит меня в неловкое положение.
Умолчать о чём-то из вежливости- слишком сложное правило для маленького ребёнка. Но нетактичное поведение детей- не повод для упрёков, а возможность увидеть себя со стороны. И сделать выводы....
Статья: " Почему ребёнок обманывает?".
Это рекомендации психологов, которые помогут учителям и родителям....
Мой ребенок меня обманывает.
Ознакомление родителей с причинами детской лжи, рекомендации по поведению в ситуациях, когда ребенок обманывает....
Родительское собрание "Мой ребёнок меня обманывает"
Цель собрания: сформировать у родителей умение выявлять причины детской лжи и корректировать поведение ребёнка....