Утомлённый школой
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Помощь утомляемому ребенку в школе необходима. Многие родители, видя, что ребёнок умен и сообразителен, нагружают его довольно серьезными задачами, а он не тянет такой объём энергетически и мотивация к обучению в целом падает. Как понять, что проблемы в обучении именно из-за утомляемости и как помочь?
Признаки
Утомляемый ребёнок все может и умеет, если хочет. Обычно он хочет учиться и многое знает. Но почти никогда не может выполнить работу идеально. В его тетрадях множество помарок и неточностей, причем, в последних задачах, последних примерах, последних предложениях — это важный признак. Складывается ощущение, что к концу урока или рабочего дня ребёнок словно «сдувается». Может долго сидеть за уроками, но ничего не сделает. Он как будто существует в режиме экономии энергии. Ему часто бывает скучно (любимое слово), почерк «плывет» на фоне усталости — могут появляться гигантские или, напротив, микроскопические буквы. Трудно удерживать статичную позу — постоянно сползает под стол, валится или дергается, трясет ногой, раскачивается, барабанит ручкой по столу. Заметны рассеянность, эмоциональная неустойчивость, трудности с запоминанием новой информации, заучиванием правил и стихов, колебание внимания и работоспособности.
Причины
Корни всех этих проявлений — в нарушении работы систем мозга, которые отвечают за активацию и поддержание оптимального тонуса мозговой коры, за регуляцию сон-бодрствование. Если грубо сравнить мозг с компьютером, то можно сказать, что проблемы таких детей в источнике питания. Пока заряда хватает, внимание удерживается и работа выполняется адекватно. Но, увы, заряда хватает ненадолго и требуется постоянная подзарядка источника.
Как помочь
Во-первых, обследуем
Почти всегда истощаемость нервной системы зависит от перинатального развития, родов, соматического здоровья. Все это нужно тщательно проверить и исследовать. Детальное медицинское обследование должно включать: электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (ЭхоЭГ), доплерографическое исследование сосудов головы и шеи. По результатам невролог может назначить корректирующую медикаментозную терапию, массаж, остеопатию и т.д.
Во-вторых, подзаряжаем мозг и оптимизируем отдых и нагрузку
Дыхательные практики и любая деятельность, связанная с дыханием: игра на флейте, занятия вокалом.
Массаж спины и шейно-воротниковой зоны — курсами и в домашнем режиме. Можно обучить ребёнка приемам самомассажа биоактивных точек на ладонях, ушах, щеках, висках.
В-третьих, физическая активность
Йога, ушу, плавание. Обязательно ежедневно бывать на свежем воздухе.
Сокращаем пребывание в стенах школы до минимума и исключаем ВСЕ дополнительные кружки и занятия в классах, в том числе продлёнку.
Контрастный душ, ароматерапия, режим дня, полноценный сон. Утомляемому ребёнку важно высыпаться. Независимо от обстоятельств он должен быть в постели не позже 9 часов вечера.
Ограничиваем время пользования гаджетами, сокращаем количество посещений общественных мест и время просмотра мультфильмов, особенно, перед сном.
Как делать уроки
Занимаемся с контролем по таймеру, работаем на скорость, вводим в занятия игровую или соревновательную мотивацию. Обязательно переключение между произвольным и непроизвольным вниманием.
Работаем без черновика — исключаем переписывание и переделывание работы. Устанавливаем режим: отводим для уроков определенное время, перерывы между занятиями по 15 минут (не гаджеты, а побегать, попрыгать, съесть что-нибудь). Исключаем длительное сидение за уроками.
Переключаем ритмично с одной деятельности на другую в течение занятия: прослушивание информации, просмотр видеороликов, выполнение упражнений, выполнение опытов. Даём задания адекватной сложности. Они должны быть такими, чтобы ребёнок успешно выполнял, приложив некоторые усилия, возможно, с единичными ошибками. Слишком легкие и слишком трудные одинаково бесполезны.
Используем эмоциональное подкрепление, юмор, творчество, похвалу, создаём ситуации успеха.
Контролируем смену позы в течение занятий и ищем оптимальные варианты: работа за конторкой, работа на фитнес-мяче вместо стула. Вырабатываем правильную осанку, используем массажные стельки.
Итак, учёба утомляемого ребёнка должна быть организована таким образом, чтобы процесс быть щадящим, здоровьесберегающим, а вот задачи вполне могут быть серьезными, по его способностям. Постепенно мозг дозревает, и детям становится проще справляться с нагрузкой. Важно быть рядом, помогать и поддерживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...