Шпаргалка для родителей
методическая разработка на тему

Флягина Наталья Сергеевна

Материал в помощь родителям при изучении букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

 Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

 Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.

 Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

 

Ход занятия:

покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

поймай звук

 Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

внимательный малыш

 Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

хорист

 Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

сломанный телевизор

 Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

звуковые песенки

 Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

кто первый

 Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

эхо

 Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

 Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

 Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ

Знакомство со звуком (выделение его на слух).

Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).

Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

Определение места звука в слове (с опорой на картинки).

Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.

Составление слогов, слов из заданных звуков.

Знакомство со звуком

 Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика).

 Уточнение артикуляции звука. То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»

Определение характеристик звука

 Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.

 Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

 После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)

Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)

Какой согласный? (глухой/звонкий)

Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают

Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов  Следующий этап - выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра >>> «услышишь - хлопни». Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.

Определение места звука в слове

 Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.

Определение твердости/мягкости согласных.

 При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа.

 По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

О каком звуке мы сегодня говорили?

Какой это звук?

Почему его называют согласным (гласным)?

Какой это согласный? (глухой - звонкий)

Почему?

Каким он может быть? (твердым - мягким)

 Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.

Составление слогов, слов из заданных звуков

 Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).

Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки).

Запись слогов, слов на изучаемые звуки.

Составление звуковых схем, слогов, слов.

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий

   

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов

 На данном этапе проводится игра >>> «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза.

 

Составление звуковых схем, слогов, слов

 На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов:

 [ш] [а] - [ша]

 [ж] [у] - [жу]

 [с] [у] [п] - [суп]

 [к] [о] [з] [а] - [коза]

 [жу] [ки] - [жуки]

 [ма] [ши] [на] - [машина]

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ

Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

Выделение ее элементов.

Прослушивание >>> стихотворения о букве.

Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

Прорисовывание буквы на листке по образцу.

Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения).

 Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

Игры с буквами

мозаика

 Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

дирижер

 Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

архитектор

 Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

узнай букву

 Узнавание и обводка букв, написанных точками.

что неправильно

 Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

прятки

 Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

путаница

 Узнавание букв, написанных с наложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей

В шпаргалке для родителей вы найдете перечень школьных принадлежностей будущего первоклассника....

шпаргалка для родителей

материал поможет родителям первоклассников в период обучения грамоте...

Шпаргалка для родителей

Материал предназначен в помощь родителям для развития фонематического слуха....

Гиперактивность. Шпаргалка для родителей.

Некоторые советы для родителе гиперактивных детей...

шпаргалка для родителей

рекомендации родителям будущих первоклассников...

Шпаргалка для родителей

Советы родителям. Что нужно делать, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух....

Шпаргалка для родителей (что должны знать родители будущих первоклассников)

Презентация в помощь родителям, дети которых идут в первый класс....