Как выполнять домашнее задание
статья (1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Родители и учителя рассматривают домашние задания как необходимую составляющую школьного обучения.
Дети, напротив. Видят в них дополнительную нагрузку, малоприятную обязанность, которая не доставляет им никакого удовольствия. Но если ребенок считает их бесполезными, они теряют смысл и перестают приносить ту пользу, на которую рассчитаны.
Домашние задания приносят ощутимую пользу в том случае, когда они:
- стимулируют ответственность и самодисциплину, интересны ребенку и не однообразны (домашние задания не должны выполняться механически, со скукой, невнимательно);
- совершенствуют познавательные и мыслительные процессы, приучая к систематической работе;
- составляют одно целое с внешкольными занятиями;
- признаются важным делом, как в школе, так и дома.
Домашние задания необходимы ребенку для того, чтобы углубиться в учебный материал, понять его лучше, найти неясные для себя места, которые учителю придется объяснить ему еще раз. Благодаря этой системе учитель определяет пределы знаний и трудности каждого ребенка, находит к каждому индивидуальный подход. Работая над допущенными ошибками, ребенок целенаправленно овладевает знаниями и навыками, которые необходимы ему для успешной учебы и в дальнейшем — жизни. Важно, чтобы ребенок после выполнения задания чувствовал удовлетворение от проделанной работы, а достигнутый результат воспитывал в нем чувство собственного достоинства.
Домашние задания необходимы ученику для того, чтобы научиться видеть и анализировать свои ошибки. Благодаря допущенным в домашних заданиях ошибкам, исправленных педагогом, у ребенка возникает возможность задать учителю вопрос о недопонятом и восполнить пробелы в знаниях. Ошибки — естественная составляющая часть учебного процесса. Ребенок должен научиться исправлять их с пользой для себя и не испытывать комплексов по этому поводу.
Родители должны рассматривать школьную успеваемость детей в связи с их индивидуальными интеллектуальными возможностями. Если успехи замечены и вознаграждены похвалой, то его усилия кажутся ему не напрасными. Пример родителей, которые не ленятся выполнять свои обязанности, даже если им не хочется, во многом способствует тому, чтобы ребенок с ответственностью относился к урокам и имел чувство долга.
Типичные проблемы школьников с выполнением домашних заданий: лень и перфекционизм.
Ленивый ребенок не может заставить себя сесть за уроки, не знает, что задано на дом и звонит сначала, чтобы спросить его об этом. Он вечно забывает, куда положил учебники и тетради, находит тысячу отговорок и откладывает уроки на последний момент, хотя времени у него достаточно.
По утрам такому ребенку не хочется вставать, он опаздывает и выглядит сонным. Берется за много дел сразу и ни одно не доводит до конца. Чтобы решить эту проблему, сначала необходимо выяснить у педиатра или психолога, нет ли физических или психологических причин такого поведения. Кроме того, необходим контакт со школой, поскольку основная цель в данном случае — пробудить интерес к учебе и дать мотивация для занятий уроками.
Лучше всего попытаться найти нечто, что пробудит живую любознательность ребенка. Когда обнаружатся первые признаки заинтересованности, можно считать, что ребенок нашел мотивацию для борьбы с собой — в этот момент необходимо всеми силами поддержать его.
Ребенок-перфекционист склонен к самоедству и никогда не бывает доволен результатами своей работы. Это может быть симптомом постоянного перевозбуждения.
Такие дети неустанно повторяют одно и то же упражнение, вырывают из тетради страницу за страницей, если задание, по их мнению, не получилось, крайне критически оценивают свою работу.
Таким образом, выполнение короткого и довольно простого задания может растянутся на долгие часы.
Родители в таких случаях могут ограничить время, отведенное на выполнение уроков, и не разрешат превышать это время. Можно попытаться объяснить ребенку, что все выучить и сделать идеально невозможно, и такой преувеличенный энтузиазм только вредит учебе.
Ребенок постоянно испытывает психологическую нагрузку и не может работать продуктивно. Поэтому нужно следить, чтобы перфекционизм не превратился в одержимость. Учители и родители должны внушить ребенку, что ошибки — не катастрофа, и что бесконечное повторение одного упражнения совсем необязательно улучшает качество знаний.
Для выполнения домашних заданий в квартире должен быть отведен уголок, чтобы дети могли работать спокойно и без напряжения. Шум, работающий телевизор или радио отвлекают ребенка, дают лишнюю нагрузку и увеличивают количество ошибок.
Если ребенку приходится приходиться противодействовать отвлекающим факторам, чтобы сосредоточиться на учебе, время приготовления уроков затягивается. Другие члены семьи должны помнить о времени занятий ребенка, не мешать ему. Если в семье несколько школьников, их необходимо разводить по разным комнатам, чтобы они не отвлекали друг друга.
В идеале ребенок должен иметь в своей комнате определенную зону, где хранятся учебники, тетради, личные вещи и где он может работать без помех. Место должно быть освещено дневным или искусственным светом. Рекомендуется настольная лампа с белым светом. В идеале школьные принадлежности должны находится на расстоянии вытянутой руки, например, в ящике стола или на полке. Место занятий должно быть спокойным, но не изолированным от остальной семьи. С другой стороны, семья должна быть близко, но на втором плане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тяжело выполнять домашнее задание
Приходя домой после занятий в школе, ребенок уже не настроен на выполнение домашнего задания. Ему требуется смена рода деятельности. Дай ему отдохнуть, не требуй невозможного...

Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса ...

Родительское собрание во 2 классе "Выполняем домашние задания"
Собрание предполагает обмен мнениями между родителями. Работа в мини группах по предлагаемым заданиям....

Родительское собрание «ВЫПОЛНЯЕМ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»
Цели собрания: Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельн...

Учимся выполнять домашнее задание
В данной статье представлены материалы для родителей по выполнению домашнего задания....
Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания.
Проблема домашних заданий. О ней столько говорится! А вопросы не кончаются. Проверенные опытом работы рекомендации родителям и учителям дает Галина Алексеевна Панина, кандидат психологических наук, пр...